Война и церковь: В Святогорской лавре принимают переселенцев, а храмы отдают под бомбоубежища

Сегодня жители Донбасса ходят в церковь за спасением не только души, но и тела.

Уникальный Благовещенский храм (Горловка) из карпатской сосны сгорел за считаные минуты. Стоп-кадр youtube

Когда шли бои за многострадальный Славянск, снаряды по большей части еще щадили православные церкви - лишь выбитые стекла да царапины от осколков на наружных стенах. Казалось, у анонимных стрелков никогда не поднимется рука на мишень под куполами и крестами. Но иллюзии растворились вместе с дымом, в который превратился сгоревший Благовещенский храм в Горловке. 

Яркая, словно с пасхальной открытки, церковь от снаряда вспыхнула как спичка. Уникальный храм из карпатской сосны (как им гордились, освящая шесть лет назад!) буквально на глазах у рыдающих прихожан превратился в пепелище. 

Но, несмотря на этот страшный пример, в церквах Донбасса не замолчали колокола, службы проводятся каждый день. Впрочем, военные действия все же внесли свои коррективы в церковную жизнь. Какие - узнала "Комсомолка". 

"Экзамен на христианство" 

В Святогорском монастыре редко когда бывало пустынно. Сейчас же здесь особенно многолюдно, но не от паломников. Монахи приютили у себя вынужденных переселенцев из Донбасса. Причем совершенно бесплатно. Сейчас в лавре живут уже больше 500 человек, половина из них - дети. 

- Ограничений в возрасте нет, принимаем всех: молодежь, детей и стариков. Преимущество у родителей с детьми, - рассказали "Комсомольской правде" в Свято-Успенской Святогорской лавре. - Людей мы сможем расселить в гостиницы для паломников, обязательно накормим. Нуждающимся в медицинской или психологической поддержке - поможем. 

Пока народ прибывает и обустраивается, монахи усиленно молятся. 

- Мы непрестанно молимся перед иконой Святогорской Божией Матери, каждые полчаса сменяется братия и читает акафист Покрову Божией Матери. Как после Пасхи начали, так и по сей час - день и ночь молимся о нашей Отчизне. Это экзамен на христианство. И дай Бог нам этот экзамен сдать, - вздыхает наместник Свято-Успенской Святогорской лавры архиепископ Арсений.

Сон среди образов 

Когда снаряды рвутся по всему городу, каждый выход на улицу сродни геройству. Но люди идут в церкви даже под обстрелами, а некоторые - из-за обстрелов. Так Богоявленский кафедральный собор в Горловке "переквалифицировался" в… бомбоубежище. 

- Жители центра могут укрыться в нижнем храме Богоявленского кафедрального собора. Он открыт круглые сутки. В храме есть вода, хлеб, печенье, - рассказывает настоятель собора протоиерей Александр Пеканов. - Сейчас в храме постоянно находятся около 400 человек, из них примерно 50 - дети. Количество людей меняется в зависимости от интенсивности обстрела и времени суток. 

Свои спальники народ раскладывает буквально под образами и перед алтарем. При этом богослужения здесь идут, как и прежде, каждый день. Под свист, грохот и вспышки снарядов. 

А 10 августа во время чтения Евхаристического канона рядом с главным храмом разорвался снаряд. Несколько человек, укрывавшихся до этого в здешнем бомбо­убежище, как раз вышли по­дышать свежим воздухом. Одной женщине оторвало кисть, мужчине осколками ранило ноги, еще одному попало в голову. Всего пострадали шесть человек. Все они сейчас в больнице. 

В Святогорской лавре беженцам помогают монахи и лечит нервы сама природа. Фото lavra.ua 

Иконы выставляют в окна

Снаряды рвутся и в центре Донецка. Нижний престол Спасо-Преображенского кафедрального собора на главной улице города уже готовы отдать под бомбоубежище.  

Закрыл свои двери для паломников Свято-Иверский монастырь. Территория обстреливаемого Донецкого аэропорта находится буквально за оградой обители. Монахини, женщины все-таки, держались до последнего, но когда снаряды попали на церковный двор и сгорел один из корпусов, руководство епархии решило дальше не рисковать их жизнью. Сестер эвакуировали в Свято-Николаевский архиерейский собор, который располагается в более безопасной части города. 

На линии фронта оказались и десятки храмов в простреливаемых северной и западной частях города. Несмотря на это, церковные двери остаются открытыми. Священнослужители рассказывают, есть негласное распоряжение высшего духовенства - не уезжать, пока не начнутся уличные бои. 

Помимо богослужений, в храмах собирают пожертвования для пострадавших от боев. Рады любой помощи - от продуктов до одежды и лекарств. Люди несут все, что есть, оставляют даже иконы. 

Кстати, в Донецке появилось новое правило: в проклеенных скотчем окнах выставляют иконы для оберега. 

- Обязательно нужно поставить на подоконник лицом к улице маленькую иконку, лучше если это будет Богородица. Это отведет снаряды от дома, - со знанием дела наставляет дончанка Елена Доронина. - И помогает! Моя подруга живет на Петровке, сделала так - дом цел до сих пор, а ее соседи только и достают снаряды из огородов. 

Священники примету не осуждают - мол, каждому дается по его вере. 

"Молимся не о победе, а о мире"

Заезженная картинка на ТВ режет глаз - священник с образами на блокпосту или крестный ход перед боем. Часто возникают вопросы - за кого же святые отцы? 

- Мы, как и врачи, никому не можем отказывать в помощи: ни по политическим убеждениям, ни даже откровенно греховным. Но, с другой стороны, присутствие священника на блокпосту - не факт его благословения и поддержки позиции, одобрения солдата на убийство, а призыв к покаянию. За картинкой в СМИ (священнослужитель на баррикадах) может быть другая правда - порой приходится бывать посредниками в освобождении заложников, - поделился с "Комсомолкой" не на диктофон настоятель одного их донецких храмов. - Чтобы спасти людей, многие просто вынуждены "знать" определенных "лидеров" и т. д. Но эти истории можно будет рассказать уже после войны. 

В епархии признаются: да, бывает так, что политические убеждения становятся для отдельных священников важнее пастырской службы. Но большинство законопослушны распоряжению правящего архиерея - во избежание соблазна не участвовать ни в каких политических шествиях, собраниях и т. д. 

- Если бы церковь поддержала какую-либо из сторон, это бы получило название священной войны. Потому мы и молимся не о победе, а о мире, - подчеркивает настоятель храма Святителя Игнатия Мариупольского протоиерей Георгий Гуляев. 

В ТЕМУ

Священники помогают эвакуироваться 

Тем, кто не может выехать из боевой зоны, помогают в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Вместе с волонтерами и благотворителями священники организовали здесь пункт эвакуации из города. 

- Автобусы отправляются по мере формирования групп. Записаться можно возле свечной лавки собора или по телефону (095) 425-43-85, - сообщают в пресс-службе Горловской и Славянской епархии Украинской православной церкви. 

Бесплатные автобусы довезут переселенцев до ж/д вокзалов Харькова или Днепропетровска, есть маршрут до Святогорской лавры (в основном для мам с маленькими детьми и стариков).