Краевед из Горловки пешком ушел от войны, чтобы издать книгу

78-летний Анатолий Шевченко почти неделю скитался на харьковском вокзале, пока его судьбой не обеспокоились волонтеры.

С собой Анатолий Шевченко прихватил только документы и самое ценное - рукописи. Фото Автор.

"В городе страх, что творилось"

Анатолий Васильевич - известный в Донецкой области краевед, учитель украинского языка с 35-летним стажем, автор несколько сотен публикаций по истории родного края. Свою "однушку" в Горловке оставил из-за войны. С собой прихватил только документы, немного денег и самое ценное - рукописи.

- 30 апреля захватили управление милиции, мэрию. Страх, что творилось, - вздыхает пенсионер. - Я сам живу: жена умерла шесть лет назад, брат еще раньше - помогать некому. Сидел дома, пока продукты не закончились, а потом решил: чего сидеть?

Увидел объявление, что жители Горловки могут выехать из зоны АТО. Добравшись до станции Никитовка, старик отправился в путь. Шел два километра. В Никитовке его покормили в местной церкви. Потом автобусом добрался до Изюма, а 8 августа был на харьковском вокзале.

- С собой у него были контакты знакомой из Харькова, но когда мы стали звонить, оказалось, что там такаяе не живет, - разводит руками волонтер Надежда Рындина.

Вариант с лагерем для переселенцев дедушке не подошел, волонтеры уже с ног сбились, пытаясь его пристроить. Все это время горемыка жил на вокзале. Наконец, удалось определить на обследование в местную больницу. Врачи отмечают: Анатолий Шевченко - весьма крепкий старичок.

Дружил со Стусом

- Хотите поехать в санаторий "Берминводы"? - кричит на ухо краеведу коллега Аня Гин, с которой мы поехали проведать дедушку (свой слуховой аппарат он забыл дома).

- Хочу. Сегодня поедем, собираться? - радуется как ребенок Анатолий Васильевич и смущенно добавляет: - А деньги нужны? У меня осталось 400 гривен. Возьми, а то мне неудобно…

Дедушка достает из пакета с вещами кошелек и пытается вручить свои сбережения нам. Дружно машем руками: мол, путевку пообещал оплатить местный бизнесмен.

- Жалко, что пенсию не дали, - вздыхает он. - Может, потом получится переоформить?

О себе Анатолий Шевченко рассказывает кратко. Говорит, что из родных у него остались сестра, которая живет в поселке Новолуганское Донецкой области, где тоже неспокойно, и племянница в Москве.

- Это дочь брата и моя крестница, но туда ехать далеко, да и у меня денег на билет нет, - сокрушается Анатолий Иванович.

После чего мгновенно переключается на свою любимую тему. О родине и литературе краевед готов говорить часами. Сейчас у Шевченко в работе новая книга - о первой газете Донбасса, первом журнале - "обо всем первом". Пенсионер мечтает, что найдутся добрые люди, которые помогут ему издать большой труд о родном крае, состоящий из очерков.

- Там обязательно будет статья о Василии Стусе, - улыбается дедушка. - Мы с ним жили вместе пять лет, когда учились в Донецком педагогическом институте, в библиотеку ходили. У меня дома даже есть фотографии. А вы знаете, что Стус в Горловке встречался с девушкой Шурочкой и даже хотел жениться? Но когда привез домой, мать не одобрила невесту. И они расстались.

Скучать пенсионеру в больнице некогда, так как желающих навестить старика хоть отбавляй. Анатолия Васильевича мгновенно снабдили всем необходимым: волонтеры по нескольку раз на день привозят свежую домашнюю еду и фрукты-овощи, у тумбочки выстроились несколько пар тапочек, на кровати - кипа журналов и газет. Пока врачи занимаются обследованием Анатолия Шевченко, волонтеры, спасатели, соцслужбы и журналисты думают, как дальше обустроить быт пожилого человека и отыскать его родных.