РЕШАТЬ БУДЕТ "РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТРОЙКА"
Макулатура… Верховная Рада может на ней отлично заработать - у них там масса проектов, законов, поправок. Глядишь, утонут. Или того хуже - проголосуют оптом. Главное, чтобы закон был в тренде. Вот, допустим, документ в исполнении Ляшко, Тягнибока, Соболева, Карпунцова и Еремеева. Называется закон "О противодействии сепаратизму". В тренде? Разумеется. И в первом чтении проходит на ура.
- Создается впечатление, что депутаты жмут на кнопки, не читая самих законов, - говорит юрист Харьковской правозащитной группы Борис Захаров. - По мнению нашей группы, закон нарушает права человека, идет вразрез с Конституцией.
Эксперты опасаются, что принятие закона может привести к сталинским репрессиям и борьбе с инакомыслием. Бумага так хитро написана, что под сепаратизм можно подвести всякого. При этом достаточно "сигнала" в специальную комиссию, которую планируют создать при Кабмине. "Революционная тройка" найдет доказательства. И сама вынесет вердикт. Признают сепаратистом - и не оспоришь. А почему?
- Потому что в законе не прописана возможность оспаривания решения в судебном порядке, - удивляется Борис Захаров.
|
ЯВНО – НЕ ЯВНО, А ПОПАДЕШЬ ПОД РАЗДАЧУ
Впрочем, обо всем по порядку. Для начала: у нас уже есть статьи Уголовного кодекса о сепаратизме. Зачем новый? Политики уверяют: необходим. Основная суть закона - это "люстрация по принципу сепаратизма". То есть смешали два умных слова в одном флаконе. И получился новый опиум для народа "от парламентской пятерки".
Кого же депутаты хотят поднять на вилы? А ранее хотели люстрировать только коммунистов, чекистов и всех чиновников времен Януковича. Согласно законопроекту о десепаратизации эти ребята остаются в стороне. Теперь речь идет о народных депутатах, чиновниках. Но основной удар примут на себя интеллигенция в виде профессоров и пресса (полный список потенциальных жертв см. в КСТАТИ). В законе прописан срок люстрации: от 5 до 15 лет. То есть если турнут, то надолго. Но встает вопрос: на каком основании турнули?
- В законе сказано: "за пропаганду сепаратизма в явной или не явной форме". Понимаете? А ведь нигде не прописано, что такое пропаганда. И тем более, что такое "не явная форма пропаганды", - отмечает Борис Захаров. - Допустим, политические передачи на ТВ, которые предполагают дискуссию, обмен мнениями. Если гость программы или ведущий скажет: "Может, стоит отпустить Донбасс?" Это считать вопросом, мнением или формой сепаратизма?
Очевидно, по настроению. Если настроение у "революционной тройки" будет мрачным - уволят редакторов. Если настроение будет совсем мрачным - закроют программу. Если "тройка" придет на заседание с похмелья - вообще могут закрыть канал к чертовой матери. Закон дает "гражданским судьям" такие полномочия.
Похожая ситуация по институтам, университетам, академиям. Притом всех форм собственности. Там намерены ограничить полет мысли профессуры. Они больше не имеют права рассуждать на тему Единой Украины. Чего тут рассуждать-то? Профессуре запрещено цитировать мнения "неправильных" авторов, исторических и культурных деятелей. Преподаватели пребывают в легком шоке от подобных инициатив.
УВОЛИТЬ "НЕЛЮБИМОГО ПРЕПОДА"? ЛЕГКО!
- Наш вуз уже давно живет по такому принципу: никакой партийной агитации, никаких политических или религиозных дебатов в его стенах, - говорит доктор технических наук, профессор, заведующий кафедры Национального технического университета Украины "КПИ" Геннадий Варламов. - Но с другой стороны, нельзя устраивать самодеятельность, опираясь на идею десепаратизации, в конце концов преподавателя могут превратно понять. Надо иметь конкретные критерии. Обычно МОН в начале учебного года дает разъяснения, пока их не было.
И не факт, что будут. С другой стороны, к тому времени закон может уже вступить в силу. В этом случае профессура становится крайне уязвима.
Во-первых, любой студент может настрочить анонимку. Ну, "превратно понять" слова нелюбимого преподавателя - и его отправят восвояси. Туда же проследует руководство кафедры. Из хороших новостей: университет в отличие от теле- или радиокомпании одним росчерком пера не ликвидируют. На этот счет в статье "недоработка".
Вот, кстати, еще не определена мера наказания для "жены сепаратиста" или "сына сепаратиста". Тут Ляшко сотоварищи проявили себя либералами. Но в целом юристы уверены: закон невозможно спасти - проще написать новый. А вот диссиденты, которые сталкивались с репрессиями на практике, уверены: не стоит марать бумагу.
- У молодого Маркса была такая мысль, что некоторые законы являются террористическими. Я не большой поклонник Маркса, но в данном случае он прав, - говорит известный правозащитник Семен Глузман, который в далеком 1972 году получил семь лет лагерей за "антисоветскую агитацию и пропаганду". - На самом деле это очень противно и горько. Не для того я сидел в тюрьме, чтобы сейчас получить вот такую демократию в исполнении национал-патриотов. Демократия, при которой карают за мнение…
Конечно, во время войны свобода слова ограничена национальными интересами - возможно, это оправдано. Но давайте помнить: законы мы пишем не на месяц и не на год. По этим законам будут жить наши дети. А за детей, наверное, можно не беспокоиться, пока им "радостный горн играет побудку". На самом деле странно. Все клянут Крым, восток. Дескать, странные люди - они рвутся "обратно в СССР". В то же время Центральная и Западная Украина не испытывают ностальгии. Мы не хотим обратно. И без разницы, будет ли возрождение режима под эгидой России или современной Украины.
|
ОФИЦИАЛЬНО
Цель законопроекта, которая указана в пояснительной записке к закону о десепаратизации
- Целью предложенного проекта закона является освобождение органов законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных органов, ВСУ, СБУ, органов местного самоуправления, политических партий и общественных объединений, высших учебных заведений, СМИ, предприятий, организаций всех форм собственности от каких-либо проявлений сепаратизма, преодолении последствий сепаратистской деятельности на территории Украины и предотвращению угрозам сепаратизма в будущем.
КСТАТИ
Кто может подвергнуться люстрации по новому закону:
- Руководители, заместители руководителей высших учебных заведений всех уровней аккредитации независимо от формы собственности, руководители кафедр, факультетов, отделений, филиалов и институтов этих заведений.
- Директора, заместители директоров, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари средств массовой информации всех форм собственности.
- Народные депутаты Украины, помощники нардепов.
- Государственные служащие, которые занимают руководящие должности в центральных органах исполнительной власти.
- Главы местных советов, сельские головы, заместители руководителей исполнительных органов местных советов.
- Судьи.
- Работники органов прокуратуры.
- Главы избирательных комиссий, их заместители и секретари.
- Военнослужащие ВС Украины, других военных формирований (кроме срочников).
- Другие лица, уполномоченные исполнять функции государства.
- Руководители, их заместители и члены руководящих органов политических партий и отделений партий.
В ЭТО ВРЕМЯ
Открывает лазейку для рейдерских захватов
В законопроекте "О противодействии сепаратизму" помимо прочего есть еще один спорный момент, который касается имущественного вопроса. Например, человека осудили по уголовной статье (именно уголовной, о люстрации в данном случае - молчок). И если в ходе слушаний выясняется, что преступник оказывал пособничество сепаратистам (ограбил магазин по их наводке или отдал им награбленное), то под раздачу попадет и контора, где работал преступник. Юридическая организация будет ликвидирована в судебном порядке, если выяснится, что преступник был представителем фирмы, действовал от ее имени либо в интересах юридического лица.
- Этот пункт вызывает удивление. Вина юридической организации в данном случае малопонятна, - говорит юрист Харьковской правозащитной организации Владимир Яворьский. - И тем более не понятно, по какой процедуре она будет доказана. В Уголовном кодексе вину юридических лиц никто не устанавливал. Как это будет выглядеть на практике - загадка.
Что важно, таким "загадочным образом" бывшие соратники парламентской коалиции собираются посчитаться не только со своими коллегами - другими политическими партиями, но и общественными организациями. На самом деле по этой нехитрой схеме можно закрывать заводы, фабрики и даже консервные банки. Эксперты полагают, что в этой области закон крайне уязвим и может привести к рейдерским захватам.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Депутаты законопроект о десепаратизации не читали?
В четверг в повестке дня Верховной Рады был и законопроект о десепаратизации. Депутаты должны были проголосовать за него во втором чтении.
В нем есть и нормы, которые касаются СМИ.
- Запрет в соответствии с требованиями законодательства Украины трансляции телерадиопрограмм, вещания или деятельности в Украине телерадиоорганизаций, пропагандирующих в явной или неявной форме любые виды сепаратизма или способствуют сепаратистским настроениям,- говорится в 17-й статье законопроекта.
Норма очень похожа на пункты в законопроекте о санкциях, которые сегодня были из него убраны. Но вот депутаты об этом законопроекте - ни слуху ни духу. Все какодин отвечали: ничего не знаем, ничего не видели.
- Вы наверное имеете ввиду законопроект о санкциях? - не понял вопроса нардеп от "Батькивщины", член Комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Княжицкий. Когда мы уточнили, о каком законопроекте идет речь, депутат лишь развел руками: "Не видел там такого, сейчас пойду посмотрю". И скрылся за дверьми сессионного зала.
Не нашлось, что ответить и коллеге, главе этого же комитета Николаю Томенко, который перед этим активно пропагандировал исключение подобных норм из законопроекта о санкциях.
- А что за закон, - удивился он. - Не читал.
- Про десепартизацию, во втором чтении сегодня будет приниматься, - уточняем.
- Во втором чтении? – опешил нардеп. - Не видел. Сейчас почитаю.
Интересно, что законопроекты должны проходить профильные комитеты. Законопроект о десепаратизации представляет правовой комитет. Но, например норма о СМИ должна рассматриваться в Комитете свободы слова и информации. Увы, то ли из-за нехватки времени (депутаты за неделю второй раз собрались в зале, в остальное же время должны были работать на округах и в комитетах), то ли по другим причинам, но законопроекты в комитеты не попадают.