Юмор особого назначения

"Комсомолка" вместе с экспертами разбиралась, насколько сейчас актуальны веселые шоу и сериалы, которые порой стартуют сразу после кровавых новостей из зоны АТО.

Психологи считают, что смех позволяет человеку дистанцироваться от стрессовых ситуаций. Фото: Кадр из мультфильма

Юмор сам по себе не может быть плохим или хорошим. Он может нравиться или не нравиться. Все зависит от того, когда и при каких обстоятельствах им пользуются. Психологи считают, что смех позволяет человеку дистанцироваться от стрессовых ситуаций, и даже обычные на первый взгляд шутки помогают снять психологическое напряжение и лишить драматизма, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Однако нас заинтересовало в этой теме другое. 

Насколько целесо­образно выпускать в эфир сразу после основного выпуска новостей, рассказывающих о событиях на востоке, такие шоу, как, например, "Вечерний квартал"? Или как воспринимается нынче сериал "Интерны", главную роль в котором играет Охлобыстин, очень уж цинично комментирующий события в нашей стране. Одни скажут: чтобы мириться, прощать, жить дальше, время от времени нужно отвлекаться от трагедий. Другие, напротив, упрекнут в циничности - мол, рядом кровь рекой льется, а тут хихоньки-хаханьки.

Зрители подсели на "Сказочную Русь" первую очередь благодаря ярким пародиям на известных украинских политиков. Фото: Кадр из мультфильма 

Поэтому мы решили посмотреть на ТВ-юмор с точки зрения рейтингов, а также поговорили о смешном с психологами и топ-менеджерами телеканалов, которые знают, что мы будем смотреть завтра. 

КОММЕНТАРИИ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ

"Наша задача - психологически устойчивые граждане Украины"

У всех общенациональных каналов есть юмористические проекты, поэтому мы обратились к их руководству с просьбой прокомментировать, насколько сейчас актуальны юмористические проекты в их сетке вещания. 

Фото: Пресс-служба телеканала "1+1"

Александр ТКАЧЕНКО, генеральный директор "1+1 медиа":

- Мы очень серьезно изменили сетку вещания: отказались от целого ряда развлекательных проектов в пользу публицистических программ.

Но в то же время мы сознательно запустили юмористическую программу "ЧистоNews", потому что смотреть на ситуацию только сквозь одни серьезные новости очень сложно.

Иногда нужно отвлечься от суровости этих будней. Считаем, что в умеренном режиме любовь и юмор на войне - необходимы.

 

Фото: Пресс-служба телеканала "Украина"

Марина МИРГОРОДСКАЯ, директор канала "Украина":

- В этом году жанровые предпочтения зрителей очень сильно изменились. На фоне общей ситуации в стране существенно вырос интерес и спрос на проекты новостного, политического и информационно-аналитического жанра. Зритель хочет понять и разобраться, что происходит, что будет дальше, как строить свою жизнь.

Тем не менее я считаю, что не нужно полностью отказываться от развлекательных программ в сетках каналов. Зрители испытывают потребность "переключаться", поэтому и ищут программы, которые позволяют испытать другие эмоции. В то же время необходимо учитывать, где и какие программы планировать в сетке вещания, а также сколько такого контента уместно ставить в течение дня. 

Фото: Пресс-служба НТКУ

Александр ЛИЕВ, первый заместитель генерального директора НТКУ:

- Украинское телевидение в целом делится на коммерческое и государственное. На коммерческих каналах зритель определяет, что ему смотреть уместно, а что - неуместно.

Это касается, в частности, и юмористических проектов.

А вот на государственном канале есть определенная программная политика, которая отвечает за состояние дел.

И подобные телепроекты сейчас у нас не в приоритете.

Фото: Пресс-служба телеканала ТЕТ

Наталья ВАШКО, генеральный продюсер канала ТЕТ:

- Для кого-то юмористические проекты - дань расчету. Для нас - это суть. И с корабля развлекательного ТВ мы уйдем последними. Потому что мы - капитаны этой посудины, которую сейчас атакуют упреками. Очевидно, кому-то выгодно, чтобы украинцы потеряли присущий им в любых ситуациях юмор и изменили основам своего народного характера. Но наша задача - психологически устойчивые граждане Украины. Мы - инструмент, который позволяет им восстанавливать силы и не поддаваться унынию даже в самые тяжелые моменты. И давайте не забывать слова Мюнхгаузена: "Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица".

Представители телекомпаний "Интер", ICTV, СТБ и Нового канала отказались комментировать эту тему.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Фото: Александр Гончаров

Практикующий психолог, психотерапевт Татьяна ГОНЧАРОВА: "Сейчас очень важно отвлекаться от происходящего"

- Жить в постоянном стрессе опасно для психики человека и организма в целом. Понятно, что в нашем доме война и не следить за происходящим невозможно, но я бы все же рекомендовала поменьше смотреть новости или информационные передачи. Отвлекаться от происходящего очень важно, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы сейчас смотреть юмористические передачи. Ведь помимо войны существует и другая жизнь. Я не исключаю, что это может кого-то бесить, может казаться неэтичным. Но для кого-то эти моменты смеха, а с ним и временного поднятия настроения могут стать некой защитой от стресса. А тот, кого юмор сегодня злит, пусть просто переключит канал. 

РЕЙТИНГИ

Как изменились телепредпочтения украинцев за последние 5 месяцев 

Напомним, рейтинг - это аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа телезрителей в стране. Согласно исследованиям*, украинцы смотрели ТВ в марте и апреле больше, чем с мая по июль. Впрочем, тут все просто - отпускная пора.

Лидерами аудитории были и остаются выпуски новостей. Хотя в апреле вдруг на первое место по рейтингам выскочил сериал "Дом с лилиями" (о судьбе героя-фронтовика и его семье), а в июле - мелодрама "Ветреная женщина" о роковой любви.

Что же касается юмористических программ, то их рейтинги за 5 месяцев все же заметно упали. Это видно по самым популярным "веселящим шоу". Например, если в марте "Сказочную Русь" смотрели до 9% украинцев, то в июле всего 4%. Рейтинг "Вечернего квартала" снизился с 8% (в марте) до 5,3% (в июле), показатели "Чисто News" упали с 7,4% (апрель) до 6,2% (июнь, потом ушли "на каникулы"), а цифры шоу "Рассмеши комика" опустились с 6% (март) до 3% (июль). Хотя не стоит забывать, что и число телезрителей в июле меньше, чем в марте.

*Исследования проводились по заказу Индустриального телевизионного комитета.