В начале прошлой недели через Фейсбук из батальона территориальной обороны "Кривбасc" пришла новость о смертнике, который на заминированной машине пытался таранить блокпост под Амвросиевкой, но коварный замысел остановили, убив водителя. Тут же были выложены уличающие фото и… Пользователи соцсети узнали машину Вячеслава Гусаковского - глубоко верующего, доброго человека, отца четверых детей.
Родные Славы уверены: его убили случайно, а версию о смертнике придумали для отвода глаз.
"Даже курицу зарезать не мог"
Первым о случившемся сообщил куратор "Кривбасса" Николай Колесник. Он подробно описал, как все произошло и почему бойцы открыли огонь: "В районе 24.00 на блокпосте 40-го батальона территориальной обороны "Кривбасс" во время прорыва на автомобиле был ликвидирован смертник, который хотел уничтожить блокпост и мирных жителей, эвакуирующихся из Донецка", - написал Колесник. В качестве доказательства он выложил снимки белого "Фольксвагена" с простреленными задними окнами, в котором обнаружены гранаты на водительском сиденье и пропуск "ДНР", подписанный "министром обороны" Игорем Стрелковым.
По версии военных, микроавтобус обгонял колонну с беженцами и не реагировал на сигналы и предупредительные выстрелы.
- Если это правда и Слава был террористом, почему на фото в пропуске замазаны имя владельца и номерные знаки машины? - говорит Ольга, хорошо знающая семью Вячеслава и его самого. Вместе со священником она ездила на опознание тела убитого и перевозила гроб из Амвросиевки в Кировское, где Гусаковский жил.
Настоятель храма Иоанна Кронштадтского, где Вячеслав работал водителем, уверен, что террористом, а тем более смертником, Гусаковский быть не мог.
- Слава никогда не держал в руках оружие, - сокрушается отец Георгий. - Для него, глубоко верующего человека, убийство - большой грех. Он даже курицу зарезать не мог, просил соседей. Сколько помню, всегда помогал людям. У нас очень много беженцев, он вывозил их из зоны АТО. В тот день он детей вез. Какая взрывчатка? Машина прыгнет в яму - что-то взорвется. Он бы так рисковать не стал!
|
Погиб в день рождения сына
У Вячеслава Гусаковского остались жена и четверо детей. По иронии судьбы, он погиб в день рождения среднего сына Никиты. Мальчику исполнилось 13 лет.
- Я не хочу никого наказывать. Я понимаю, что его гибель - воля Божья, и принимаю это, - тихо говорит вдова погибшего Наталья.
Как ей теперь одной поднимать детей, женщина не знает. Но старается держаться - говорит, Бог ее не оставит. Семье обещают помочь друзья, члены клуба любителей микроавтобусов "Фолькскваген транспонтер", в котором состоял Гусаковский.
Как и Наташа, эти люди не требуют возмездия. Но хотят знать правду.
- Мы хотим только, чтобы имя этого светлого человека осталось таким же светлым. Для нас ничто не может омрачить его память, кто бы что ни говорил, - говорит друг семьи Тамара Морозова.
Версия военных о смертнике больно задевает всех. Друзья и родные говорят, что Вячеслав был "полностью наш" и никогда не поддерживал самопровозглашенную "ДНР".
- Обидно, что свои своего убили и обставили все так, будто это был враг. Мы пытались узнать что-то по своим каналам, но везде молчат. Отправляю фотографию Славы: этот водитель был за рулем? (мы еще надеялись, что у Славы "ДНРовцы" отобрали бусик) - тишина. Спрашиваю: вы же фотографировали машину, гранаты, которые якобы там нашли, так подтвердите? - тишина. Начали делать запросы в штаб АТО, в другие места - нет ответа. Я думаю, все это - ложь. Обгонять колонну может только самоубийца. Слава самоубийцей не был, - говорит Тамара.
Близкие Гусаковского верят, что правоохранители смогут доказать его невиновность. Но произойдет это, скорее всего, не скоро - в районе Донецка идут бои.
Криворожский батальон территориальной обороны числится за Минобороны, по крайней мере так утверждают бойцы. Но в пресс-службе ведомства в разговоре с "КП" сначала от него открестились, а потом потребовали письменный запрос. В Нацгвардии "Кривбасс" тоже не захотели признать своим.
|
ОФИЦИАЛЬНО
Елена Мироненкова, замначальника следствия милиции в Амвросиевке, говорит, что по факту смерти Гусаковского возбуждено уголовное производство. Но пока опросить она смогла только отца Георгия. Говорит, что бойцы "Кривбасса" общаться с ней отказались, вещдок - микроавтобус - не отдали.
- Поскольку инцидент произошел с участием военного батальона, делом займутся следователи Донецкой прокуратуры по надзору за соблюдением закона в военной сфере. Сейчас идет передача материалов. Мне военные что-либо комментировать отказались, - сказала "КП" Мироненкова.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Куратор "Кривбасса" депутат Криворожского горсовета Николай Колесник уверяет: микроавтобус никто из его бойцов не забирал. Он либо стоит на месте происшествия, либо его уже забрали следователи.
- Он несся со скоростью 100 километров в час, на предупредительные знаки не реагировал, на стрельбу тоже. Бойцы открыли огонь, он пролетел немного, выкатился в посадку. "Кривбассовцы" оцепили место происшествия, вызвали саперов, следственно-оперативную группу, судмедэкспертов. Следственные действия батальон не проводит. Все вещдоки у милиции, - сказал Николай Колесник. - Но это я знаю со слов бойцов батальона, сам я на месте не был.
Пресс-офицер "Кривбасса" Андрей Михейченко написал в "Фейсбук": "Вряд ли кто-то уже узнает о мотивации поведения Гусаковского, однако правила остаются едиными для всех: если машина не останавливается в зоне проведения АТО перед знаком "Стоп" на въезде в блокпост, военнослужащие будут открывать огонь на поражение".
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Фактор страха
Это второй случай, когда в связи с АТО всплывает тема смертников. В первый раз о террористе-камикадзе сообщил через "Фейсбук" руководитель группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук, рассказывая о взрыве на блокпосту (22 июля) возле села Каменка в Донецкой области. "По предварительным данным, подрыв был произведен смертником, сидевшим за рулем микроавтобуса. Подобные случаи ранее в зоне АТО не фиксировались", - уточнил руководитель группы Дмитрий Тымчук.
Однако вечером того же дня спикер СНБО Андрей Лысенко заявил, что версия о смертнике "пока" не находит подтверждения.
Что на самом деле случилось на том блокпосту, мы не знаем до сих пор. В зоне АТО происходит много событий, о которых либо стараются не распространяться, либо пытаются представить их в несколько другом свете, чем на самом деле есть. Сегодня ведется сложная информационная политика, в которой тема смертников может быть разыграна как дополнительный раздражитель.
Теоретически их появление возможно - в боях, при обстрелах люди теряют друзей, близких и вполне могут воспылать жаждой мести. Такие примеры мы наблюдаем в Сирии. Но с другой стороны, у нас иная ментальность, иная религия и отношение к жизни. Это важно помнить, чтобы исключить из нашей жизни еще один фактор страха - и так их уже достаточно.
Поэтому очень хочется верить, что следствие по убийству Гусаковского будет объективным.