Жертвы черных трансплантологов не держат на них зла

Корреспондент «КП» побывала в Молдавии, где прошла по следам банды доктора Зиса. На фотографии красавец-мужчина: вьющиеся волосы, карие глаза с поволокой, пухлые губы. Такие лица обычно бывают у добрых людей. Выходец из семьи потомственных медиков, профессиональный хирург, 57-летний Михаил Зис «прославился» на весь мир

Дорьин Розлог: - Я согласился на операцию, чтобы отдать долги.

Корреспондент «КП» побывала в Молдавии, где прошла по следам банды доктора Зиса.

На фотографии красавец-мужчина: вьющиеся волосы, карие глаза с поволокой, пухлые губы. Такие лица обычно бывают у добрых людей. Выходец из семьи потомственных медиков, профессиональный хирург, 57-летний Михаил Зис «прославился» на весь мир. Открытое против него уголовное дело - единственное в мировой практике. Поэтому за право судить доктора сейчас борются два государства: Израиль и Молдавия.

Более тридцати лет назад этот человек принес клятву Гиппократа. А теперь его подозревают в организации преступной группировки, которая промышляла торговлей человеческими органами.

Самолюбивый провинциал

В северной части Молдавии дорога из одного поселка в другой занимает не менее двух часов. Бескрайние поля покрыты снегом, стелется пелена тумана. Изредка вдоль трассы попадаются сбросившие листву деревья. Но их так мало, что поневоле начинаешь тосковать по Украине. Наверное, много лет тому назад подобные чувства испытал и выросший в богатой лесами Черновицкой области Михаил Зис. После окончания хирургического отделения Кишиневского мединститута он приехал работать в больницу небольшого молдавского городка Единец и сразу затосковал.

- Миша твердил, что он не живет, а существует, - вспоминает медсестра Светлана Васильева. - Неудивительно - он же из семьи потомственных врачей. Наверняка мечтал о блестящей карьере. А у нас в райцентре об этом и речи быть не могло.

В середине 80-х Михаил женился на девушке, с которой познакомился еще в мединституте. Родители Аллы проживали в Единце. Завершив учебу, она так же, как и Михаил, приехала работать в больницу родного города.

- Зис талантом в медицине не блистал, - говорит хирург Михаил Занога. - А вот его жена -врач от Бога. Но она никогда не говорила при муже о своих достижениях: боялась обидеть. Михаил был очень самолюбив и не терпел конкуренции.

Зарплата у супругов была скромной. На аренду жилья денег не хватало, и они ютились в двухкомнатной квартирке родителей Аллы. Из редких поездок в Кишинев Михаил возвращался злым и раздраженным. Оставшиеся в столице однокурсники уже получили жилплощадь, защитили кандидатские, а он по-прежнему прозябал в опостылевшем городке.

- В конце 80-х Миша впал в депрессию, стал выпивать, - продолжает Занога. - Однажды ушел с ночной смены, отправился кататься с приятелями на автомобиле и попал в аварию. Прихожу утром на работу, а дежурный врач весь в крови! Медсестры вокруг суетятся, ссадины ему йодом смазывают…

Так продолжалось вплоть до 1989-го. В тот год Михаил Зис с супругой переехал на постоянное место жительства в Израиль.

- Алла не хотела покидать страну, - вспоминает Светлана Васильева. - Но у них с Мишей долгое время не было детей, а в Израиле лечили от бесплодия. Там спустя несколько лет у них родилась дочь.

«Легкий» заработок

Однако порывать связи с Молдавией Михаил Зис не собирался. Вскоре после развала СССР он приехал в Единец. Проведал родственников жены и заглянул в родное хирургическое отделение райбольницы.

- Внешне он не изменился, просто стал более общительным и жизнерадостным, - отмечает Занога. - Объяснил, что работает вместе с супругой в частном медицинском центре и получает высокую зарплату. Квартиру им предоставило государство. В общем, он ни о чем не жалел. Я предложил ему после окончания рабочего дня собраться и выпить за встречу. Но Михаил отказался, сославшись на важные дела в каком-то из сел нашего района.

На самом деле Зис сказал коллегам неправду. По данным израильских правоохранителей, на тот момент его уже лишили медицинской лицензии. За что? К сожалению, об этом израильтяне умалчивают.

Жить за рубежом непросто, нужны немалые средства. А их у Аллы и Михаила не было. Зато была идея быстрого обогащения, которая родилась у Зиса еще в первые месяцы пребывания в Израиле. Ведь эта страна - одна из первых в мире начала заниматься трансплантацией органов.


Михаил Зис получал за каждую трансплантацию от 125 до 130 тыс. долларов

Впрочем, проводить незаконные операции в Тель-Авиве Михаил не рискнул и договорился с дирекцией одной из частных клиник в США. После этого он нашел желающих получить органы. Вопрос же о том, где искать доноров, перед ним вообще не стоял. Ежемесячно Зис получал письма из Молдавии. В стране наступили тяжелые времена. Предприятия, обеспечивавшие 70 процентов годового бюджета, остались на территории залитого кровью во время войны за независимость Приднестровья. Колхозы развалились. Люди не знали, как прокормить своих детей. Самое время предложить им подзаработать.

- Хирурга Михаила Зиса знали в каждом селе, - говорит инспектор центра по борьбе с торговлей людьми МВД Молдавии Иван Фокша. - Ему доверяли. Представьте, ваши дочь и сын пухнут от голода, как вдруг приезжает добрый доктор и говорит, что всего за неделю вы можете заработать 10-15 тысяч долларов. Как тут не согласиться?

По словам инспектора, первыми жертвами Зиса стали четверо мужчин. Их прооперировали в Америке, после чего они вернулись на родину, получив обещанные деньги. Спустя полгода Зис вывез в Турцию еще четверых граждан Молдавии, в том числе двух женщин.

Так продолжалось около пяти лет. Почему правоохранительные органы не заинтересовались происходящим? Дело в том, что никто из жертв за помощью к ним не обращался. Тем временем доктор активно привлекал к работе своих бывших доноров. В итоге в Молдавии у него образовалась целая сеть агентов: четверо на юге страны и столько же на севере.

«Человек может жить и с одной почкой»

- В ноябре 2001 года соседка Светлана предложила мне продать почку за 10 тысяч долларов, - рассказывает

43-летний житель поселка Гинкеутц Единецкого района Анатолий Быгу. - Во времена Союза я работал трактористом в колхозе. Потом остался не у дел. А у меня трое детей. Жена была против операции. Но я подумал, что такие большие деньги в одно мгновение решат все наши проблемы, и согласился.

- Вы не боялись, что умрете во время операции или вскоре после нее?

- Нет. Светлана тоже продала свою почку. Она говорила мне, что человек может жить и с одной.

Оформление выездных документов заняло несколько недель. Затем посредница и Анатолий отправились в Эссен (Германия). Там их уже поджидал доктор Зис.

- Он поселил меня в гостинице и дал денег на еду, - вспоминает Быгу. - Когда я сдал все анализы, пришло время ложиться под нож. Было очень страшно… Уже у дверей операционной Михаил сказал, что я вправе отказаться. Но я мужик: решил - значит, сделаю.

Свою почку молдаванин отдал 60-летнему полковнику из Израиля. В дооперационный период они жили вместе в одной гостинице и часто беседовали. Старый вояка хорошо знал румынский язык. Но чужой орган не помог израильтянину - во время операции по пересадке он скончался.

- Я очнулся в палате, - продолжает мой собеседник. - Боль была такая, что хотелось выпрыгнуть с четвертого этажа. Благо рядом парень лежал из России. Подсказал, как пользоваться аппаратом, от которого к моей руке тянулась трубочка капельницы. Нажал на кнопку - и получаешь обезболивающее.

Спустя три дня Зис отправил меня домой. Первое время саднило в том месте, где находилась почка. Потом прошло.

- Вы получили свои деньги?

- Да. Купил на них машину, подарки жене и детям. На оставшиеся думал заняться бизнесом. Но когда спохватился, деньги уже кончились. А автомобиль я разбил в аварии…

На Зиса молдаванин не в обиде. Говорит, тот выполнил свои обещания. Так же думает еще один житель поселка Гинкеутц - чабан Дорьин Розлог.

- Это случилось пять лет назад, - рассказывает он. - Тогда мне было 22 года. Я только что женился. Родителей у меня нет, поэтому на свадьбу и покупку мебели взял в банке кредит - 3 тысячи долларов США. А отдавать было нечем. Вот и пришлось продать почку. Когда Светлана предложила, я сразу согласился.

Дорьина Розлога прооперировали в Стамбуле. Вместе с ним в клинике лежали еще четверо парней. Из какой страны СНГ они прилетели, чабан не знает, потому что не говорит по-русски.

За отданную богатому турецкому бизнесмену почку молодой человек получил всего 5 тысяч долларов. Этих денег хватило только на погашение кредита с процентами, но Дорьин все равно остался доволен. Он же не знал, что положенные ему 10 тысяч «зеленых» (по данным полиции) прикарманила помощница Зиса Светлана.

Чтобы найти всех пострадавших, нужны годы

В то время на черного трансплантолога работали уже десятки посредников по всему миру. Для того чтобы найти доноров, они не брезговали ничем. Некоторые просто размещали объявления в СМИ. Другие действовали более изощренно. Например, один из российских помощников Зиса нарочно подстроил ДТП и, обвинив в случившемся молодого водителя, поставил его «на счетчик». Денег у парня не оказалось, и тогда ему предложили продать почку. Вскоре опытом коллеги воспользовался другой вербовщик. На этот раз - украинский.

- Среди жертв черных трансплантологов не только жители СНГ, - объясняет начальник НЦБ Интерпола в Украине Ростислав Вергелес. - В числе пострадавших есть граждане из мусульманских стран. В общей сложности - десятки мужчин и женщин. К сожалению, точное количество прооперированных назвать невозможно. Чтобы найти всех, пришлось бы потратить годы.

Несколько лет назад в Молдавии задержали двоих членов банды Зиса. Поначалу они не давали показаний против Михаила, поскольку он пообещал с помощью адвокатов вытащить их из-за решетки. Но, несмотря на усилия юристов, суд приговорил преступников (кстати, они тоже продали свои почки) к тюремному заключению. Тогда-то мужчины и назвали имя главаря банды. Приблизительно в то же время в руки израильской полиции угодили еще двое вербовщиков. В отличие от молдаван они сразу стали сотрудничать со следователями.

- У израильтян есть ряд доказательств того, что Михаил Зис был ключевой фигурой в преступной сети, - отмечает Ростислав Вергелес. - Это записи телефонных разговоров, показания доноров, реципиентов и офицера полиции, действовавшего под прикрытием.

Собрав все вместе, правоохранители объявили Зиса в розыск по линии Интерпола. Вскоре мы получили оперативную информацию о том, что подозреваемый прилетел в Украину и направляется в Донецкий центр трансплантологии, где, по непроверенным данным, провел уже не одну операцию. Но на этот раз осуществить задуманное преступник не успел. Утром 12 октября его задержали в одной из дорогих гостиниц.

Сейчас Михаил Зис находится в СИЗО и ожидает экстрадиции в Молдавию или Израиль. Вопрос о том, какая страна получит право судить подозреваемого, решает Генеральная прокуратура Украины.

КСТАТИ

Согласно имеющимся у правоохранителей документам, за каждую трансплантацию страховые компании клиентов перечисляли на личный банковский счет Михаила Зиса (который находился в одном из американских банков) от 125 000 до 135 000 долларов США.

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему врачи делали незаконные операции?

По официальной версии, Зис предоставлял медикам фальшивые бумаги о том, что донор и реципиент являются близкими родственниками. Поэтому врачи были уверены, что действуют в рамках закона.

В то же время нельзя исключить, что дирекции медучреждений знали о том, что операции незаконны. Сложно представить, что врачи не обратили внимания на вопиющий факт: у израильского полковника не может быть брата-молдаванина, а у американки - сестры-мусульманки.

Впрочем, сказанное не более чем предположение. Точки над «і» в этом громком деле должно расставить следствие. Хочется верить, что его проведут в каждой из стран, где действовали черные трансплантологи, в том числе и в Украине.


Инна Золотухина ждет ваших звонков сегодня с 12 до 13 часов по телефону (044) 205-43-66.