На границе с Приднестровьем мастерят ловушки и гоняют кабанов

"Комсомолка" побывала в пограничном пункте Одесской области.

Фото: Максим ВОЙТЕНКО

Об этом участке кордона в последнее время в СМИ ходят тревожные слухи. Так, на днях КГБ непризнанной республики заявил о том, что с украинской стороны ездят машины с громкоговорителями, которые оповещают население о якобы готовящемся нападении со стороны ПМР. Кроме того, сказали, что располагают данными о том, что "националистически настроенные" украинцы, переодевшись в форму солдат Приднестровья, готовятся  напасть на пограничные пункты Украины, чтобы спровоцировать вооруженный конфликт. В МИД России, в свою очередь, заявили, что наша страна совместно с Молдовой даже организовала экономическую блокаду непризнанной республики, а ров, который роют украинские пограничники, - "провоцирует эскалацию конфликта". Мы отправились на границу, чтобы прояснить ситуацию.

Металлическая проволока зарастет травой и будет "ловушкой" как для людей, так и для техники. Фото: Максим ВОЙТЕНКО

Пытаются провезти боеприпасы и наркотики

На одном из перекрестков приграничного Красноокнянского района дорога заставлена бетонными блоками, промежутки между которыми держат под прицелом пулеметчики. Этот блокпост контролирует движение транспорта между тремя селами. Нашу машину тормозит солдат с автоматом за спиной, просит предъявить документы.

"Як там в Одесі, все добре?" - щурясь от солнца, спрашивает он.

Здесь дислоцируются подразделения Черкасского батальона морской пехоты, которые вместе с пограничниками несут службу на постах. Несмотря на августовскую жару, все одеты по форме - в бронежилетах и касках.

- Расслабляться нам нельзя, говорят, что со стороны Приднестровья возможны провокации, - сообщает сержант Игорь. - На днях смогли предотвратить похищение человека, которого пытались вывезти за границу на авто.

Далее попадаем в пункт пропуска "Платоново". По пустынной площадке бродит караул из двух пограничников с пулеметом и гранатометом, а таможенники проверяют  подъехавшие автомобили. 

Водителей просят выйти, пока салон обнюхает служебный кокер-спаниель Ник. Житель Приднестровья Иван Мацуло на меры безопасности не жалуется.

- Я в первый раз еду, нас пугают всяким, но ничего страшного я не заметил, - пожимает он плечами.

Инспектор-кинолог погранслужбы Сергей Раскола говорит, что поток транспорта из ПМР с марта упал в пять раз, так как люди боятся ехать к нам из-за политической нестабильности. Тем не менее некоторые пытаются провезти боеприпасы и наркотики. По данным ведомства, с начала года порядка 700 приднестровцев не пропустили в Украину. В основном это мужчины призывного возраста, которые не смогли подтвердить цель своего визита.

Несмотря на августовскую жару, пограничники несут службу в бронежилетах и касках. Фото: Максим ВОЙТЕНКО

Запутаться в проволоке

Знаменитый ров на границе вырыт всего на несколько километров. По словам пограничников, в день землеройная машина проходит около 300 метров. Земляные укрепления - лишь маленькая толика в грандиозной работе по защите приграничных территорий.

Обогнув большое поле подсолнуха, подъезжаем непосредственно к демаркационной линии. Здесь работает тяжелая техника. Трактор роет в черноземе глубокие борозды, а люди в спецовках срезают деревья и косят траву. Чуть поодаль расположились пограничники с топорами, они вбивают колья в землю и растягивают по ним тонкую, свернутую в круги металлическую проволоку.

- Это малозаметное препятствие, - со знанием дела объясняет один из них, ни на секунду не отвлекаясь от работы. - Через две недели так густо зарастет травой, что и не видно будет. А если кто-то попытается пролезть, капитально застрянет и без нашей помощи уже не выпутается.

Заграждение доставит трудностей и для автомобилей. Намотавшись на колеса, проволока заблокирует движение. В день солдаты расставляют по двести метров подобных заграждений. Всего на границе работают 18 групп, которые обеспечивают ее инженерное укрепление.

Последнее чудо техники - беспилотник серьезно помогает в поиске оружия и контрабанды. Фото: Максим ВОЙТЕНКО

Враги с пятаками и копытами

Начальник Южного регионального управления погранслужбы Владимир Плешко встречает журналистов в армейской форме, сбоку кобура, в которой поблескивает на солнце рукоятка пистолета. Офицер говорит, что как с марта сменил пиджак и галстук на униформу, так и не снимает ее.

- Все мои подчиненные в полной боевой готовности, - заявляет он. - Благодаря мобилизации мы смогли довести наши подразделения до 100% комплектации.

Пограничники покинули казармы и разместились в лесах и посадках ближе к границе. В глубине дубовой рощи разбиты палатки, а в земле вырыты небольшие продолговатые ямы. Оказывается, это импровизированные столы, за которыми питаются стражи границы. Солдаты садятся рядом на землю, а туда опускают ноги. Стоят замаскированные грузовики и "УАЗики" с пулеметами в кабинах, рядом столпилась группа солдат, получающая обед из полевой кухни.

- Стоим больше месяца, еда сытная, но все уже приелось, - сетует недавно призванный в погранвойска Андрей. - Скорей бы кончилась эта война на востоке, и мы бы вернулись к нормальной жизни.

Пулеметчик Руслан, который следит за местностью, признался, что пока единственными врагами пограничников являются… лесные кабаны.

- По ночам приходят, сбивают палатки, а мы им ничего сделать не можем - заповедная зона, - говорит он. - Впрочем, мы уже друг к другу привыкли.

Ребята заверили нас, что никаких обстрелов со стороны Приднестровья, о которых много говорили, не было. С чувством того, что граница "на замке", мы возвращаемся обратно. 

КСТАТИ

Сверху караулит беспилотник

В отряде только и разговоров о последней новинке - беспилотном аппарате. Управляет чудом техники майор Александр Кравченко. Летает октокоптер на высоте в триста метров, дальность полета - до 600 метров.

– Несмотря на небольшую дальность, это устройство серьезно помогает нам в поиске оружия и контрабанды, - добавляет офицер. - В частности, теперь мы можем наблюдать за особо опасными участками границы, а также за участками частных домов, где может быть контрабанда, но досматривать владения мы не имеем права.