"Увидев девятерых детей в машине, на блокпосту нас не тронули"

Многодетная семья из Краматорска трудные времена переживает на Полтавщине и надеется вернуться домой.

Собрать шумную компанию Борисовых вместе практически нереально. Фото: Олеся КУЧЕРЕНКО

В живописном селе на берегу реки Чорбовка Полтавской области зимой половина хат пустует, а вот летом съезжаются отдыхающие. Здесь же нашлось жилье для беженцев из зоны АТО. Одними из первых трехкомнатный домик в центре Чорбовки заняла семья Борисовых из Краматорска.

Когда работники церкви узнали, что у беженцев аж девятеро детей, с радостью отдали хату бесплатно, да еще продуктов подкинули.

Материнское чутье не подвело

Вообще-то у 38-летней Джульетты и ее мужа Андрея Борисова (он сварщик троллейбусного депо) сейчас могло быть десятеро детей, однако один мальчик умер. Младшая София появилась на свет как раз в разгар беспорядков в Киеве, семь месяцев назад.

- Еще тогда решила, что социальные деньги на ребенка тратить не буду, а приберегу на крайний случай, - рассказывает мать-героиня. - Трудные времена наступили в Краматорске весной. Когда увидела, что на рынке начали продавать военную форму, фляги, приспособления для обогрева палаток, не на шутку испугалась. И начала запасаться продуктами.

Жила семья в частном доме на окраине, собирались уехать еще в мае, когда в городе только начинали стрелять, но решили повременить из-за детей-школьников. Хотели, чтоб доучились до последнего звонка, а старшая Таня (ей 15 лет) как раз должна была получить аттестат за 9-й класс.

На какое-то время Борисовы уезжали к родным в Дружковку. Ведь подвал в их доме, к сожалению, не пригоден для проживания 11 человек. При этом глава семейства до последнего каждый день ходил на работу. 

Мать-героиня Джульетта сейчас снова в положении. Фото: Олеся КУЧЕРЕНКО 

У дочери хватало сердце

Как-то раз сторонники "ДНР" пришли в депо и стали требовать отдать им троллейбусы для баррикад. Но работники встали горой за свою технику, не для этого они из ржавеющих машин делали вполне пригодный общественный транспорт. Инженер депо поплатился за свою позицию - до самого освобождения Славянска просидел в заключении.

- Дети поначалу по-детски реагировали на самолеты и выстрелы, - вспоминает Джульетта. - Но когда старший сын Денис понес отцу на работу обед и попал на зачистку города, не на шутку испугался. А его другу родители даже бронежилет купили, чтобы по улицам не страшно было ходить. Но последней каплей стали сердечные приступы у нашей старшей дочки Тани. Она как мама переживает за братиков-сестричек и очень близко к сердцу все принимает. Тогда-то и решили уезжать.

Собрались Борисовы быстро - за день, взяли мобильные, компьютер и летние вещи. Самой большой проблемой было найти подходящий транспорт. В свою машину 11 членов семейства давно не помещаются. Пришлось нанимать частника на "Газели", который знал дорогу и пути объезда блокпостов.

- Когда нашу машину остановили на блокпосту, мы все молились, - рассказывает 11-летняя Женя. - И тут дядя в маске заглянул в нашу "Газель" и замер. Наверное, когда увидел столько детей, наши перепуганные глаза, решил не трогать и пропустил.

Для мальчиков главная игрушка - пистолет 

В одном из районов Полтавщины у Джульетты живет дядя, поэтому эти края она хорошо знает. Первое время жили в летнем лагере в Кобеляках, а потом перебрались в Чорбовку.

- Как только приехали, смотрим - мешок картошки на пороге стоит. Потом жители начали приносить продукты, очень помогли спасатели. Привезли несколько ящиков овощей, консервацию, дыни, - радуется хозяйка дома. 

Андрею в селе работу подбрасывают постоянно - траву косить, на кладбище убирать. Он за все берется, чтоб заработать лишнюю копейку. 

Но детей больше интересовал пакет с игрушками.

- Дядя, а почему вы только один пистолет привезли? - строго спросил 7-летний Миша пожарного. - У меня вон сколько младших братиков - Гриша, Ваня, они тоже хотят. 

Справиться со стрессом ребятам помогают психологи ГСЧС в Полтавской области. Фото: Олеся КУЧЕРЕНКО 

Родной дом уцелел

Несмотря на бесконечные уговоры местных жителей остаться в Чорбовке и записать в местную школу детей, Борисовы намерены вернуться в Краматорск. В сельском доме им тесновато, нет воды и условий для такой большой компании. Да и дети просятся домой.

- Старший Денис очень боится, что его отчислят из училища. Я даже соцпомощь не стала переводить сюда, молим Бога, чтобы побыстрее все закончилось, - вздыхает женщина.

- Что говорят родные, которые остались в Краматорске? Уже можно ехать?

- У мужа там брат живет. Говорит, что до сих пор бывают артобстрелы. Это только официально силы "ДНР" ушли, а местные сторонники остались. По подвалам много оружия находят, все везде заминировано. С детьми возвращаться опасно. Хотя наш дом, к счастью, уцелел. А вот дома соседей разбиты и разворованы. 

Судя по животику, Джульетте скоро опять рожать. Она панически боится оставлять детей одних даже в тихой провинции, некогда даже в больницу в райцентр поехать. А когда на Полтавщине разбушевалась буря, дети так испугались молнии, что к Борисовым даже направили психологов ГСЧС, чтобы помогли переселенцам быстрее справиться со стрессом и научили правильно себя вести во время чрезвычайных происшествий.