Леонид Кучма: Жить стоит ради того, чтобы помогать одаренным детям

На четырехлетии своего фонда «Украина» экс-президент раздавал ноутбуки и гранты на обучение в вузах

10-летнему скрипачу из Никополя
Семену Жерновых экс-президент
подарил портативный компьютер.

10-летнему скрипачу из Никополя Семену Жерновых экс-президент подарил портативный компьютер.

На четырехлетии своего фонда «Украина» экс-президент раздавал ноутбуки и гранты на обучение в вузах.

…Золотые шары на елке. Детский хор «Дзвiночок», чисто и пронзительно исполняющий сложные даже для мэтров оперной сцены произведения. Десятилетний, очень серьезный скрипач из Никополя Семен Жерновых - он, оказывается, еще и целый ворох медалей имеет за победы в шахматных турнирах, и за соревнования по карате.

Молодая пианистка Алия Акбергенова, которую уже знают в мире виртуозов классической музыки. Володя Ляшенко, ученик специализированной Киево-Святошинской гимназии, поражает преподавателей многогранностью талантов и глубиной знаний…

Добрый Дед Мороз

Ни излишнего пафоса, который, как правило, сопровождает подобные мероприятия, ни парадных речей. Леонид Кучма не скрывал - он растроган. Этим ребятам его фонд помогал добиться успеха. А сейчас, накануне праздника, каждый из них получает подарок.

- Держи вот… Такой ноутбук ты хотел, а? А тебе - девять тысяч гривен на обучение в академии!

«Комсомолка» не могла не заметить:

- Леонид Данилович, да вы совсем вжились в роль доброго Деда Мороза!

- Ну да, как видите…

- Где Новый год встречаете?

- Дома, где ж еще? Никуда не поеду. Так решила моя семья.

- А когда вы были молодым отцом, потом - начинающим дедушкой, приходилось в костюм Деда Мороза наряжаться?

- Обязательно! Хотя, конечно, чаще к дочке приходил, как говорится, нанятый Дед. С моей работы, начиная с КБ «Южное». Ведь когда я позже на «Южмаше» трудился, Лена выросла. Не до сказочных персонажей с подарками - к парням уже интерес! (Смеется). Хотя в ту пору перед этим праздником чаще всего приходилось подолгу проводить время на полигоне.

Испытания, пуск ракет назначали обычно на 28 декабря, а то и на 30-е. Отложить или пропустить такое дело невозможно, потому что план не выполнит ни завод, ни министерство. И секир-башка будет, вот что! Случалось, и 31-го возвращался домой…

- К курантам успевали?

- Иногда не успевал. Ну, мои же близкие понимали, что важнее. С космодрома «Байконур», знаете, до Днепропетровска лету как минимум часов семь-восемь.

В Новый год «на лету»

- Какой-то Новый год из этих, «на лету», запомнился особенно?

(С ностальгическим вздохом.) - Да все они были особенными… Но в первый год, когда я стал директором завода, к семейному столу попал действительно без пяти двенадцать.

Сдавали в эксплуатацию один космический аппарат, ждали обязательной процедуры - военной приемки. Если их подписей нет - считай, все. Нет печати, нет плана, нет денег у предприятия… И уже перед самой-самой полночью нам удалось доказать, что аппаратура функционирует нормально, и получить «добро». Ну и тут же бегом в машину. Успел!

Но от такого труда я большое удовольствие получал. А то когда начинаешь с раннего вечера, так сказать, застолье… Так и до следующих «без пяти»! (Смеется).

- Вы много лет занимались только политикой. Сейчас же от «взрослых» проблем перешли к «детским». И, похоже, то, что делает фонд, доставляет вам искреннее удовольствие?

- Фонд для меня - возможность привлечь внимание общества, прежде всего политической и бизнес-элиты, к талантливой молодежи Украины. Потому что наступает мировая эпоха войны технологий.

Если мы потеряем сегодня время, не обратим внимание на радиофизику, математику, химию, а все ринутся в юристы-журналисты, то кто ж прорыв осуществит, о котором все время говорят? По всей стране - недобор на факультеты, где готовят специалистов в области точных наук. В колокола надо давно бить! И помогать одаренным детям - ради этого стоит жить.