Угольная отрасль на пороге катастрофы: в Донбассе закрывают даже образцовые шахты

Почему угольщики в зоне АТО сворачивают ранее успешное производство, разбиралась "Комсомолка".

Шахтеров раньше опасность подстерегала только под землей, теперь есть угроза жизни и на поверхности.

Точка невозврата уже близка: специалисты предрекают глубокую "кому" всему украинскому производству в целом. Но самый тяжелый "пациент" сейчас - угольная отрасль. Здесь и в мирное время каждый спуск под землю - словно шаг в запределье. Только с начала этого года на предприятиях травмировались почти полторы тысячи горняков, еще 66 погибли. А когда АТО переместилась едва ли не под стены шахт, ситуация достигла точки кипения. 

Под землей убивает метан, под небом - снаряды 

Первой ласточкой стала мина, разорвавшаяся 8 июля рядом с админкорпусом шахты №21 в Петровском районе города. Затем снаряды стали долетать чаще и до предприятий покрупнее. Так, из-за боев "наверху" 24 июля несколько "лишних" часов под землей пришлось просидеть более сотни горняков на "Трудовской", Скочинского, Абакумова и Челюскинцев. Снарядами перебило высоковольтную линию, питающую предприятия. К счастью, шахты перевели на аварийное электроснабжение и людей смогли поднять на поверхность. С 28 июля остановила работу одна из самых зажиточных и образцовых шахт - "Комсомолец Донбасса". Она кормила не только небольшой городок Кировское, где располагается, но и более крупных соседей - Снежное, Торез, Шахтерск, Горловку. Всего на ней трудилось 5 тысяч работников. Теперь почти все в отпусках - плановых или безоплатных, кому как повезло. 

- Путь сотрудников на работу и обратно стал представлять реальную опасность. Добыча и обогащение угля, а также проходка прекращены. Шахта работает в режиме поддержания жизнеобеспечения: ведется откачка воды и вентиляция горных выработок. Это вынужденная мера, и как только ситуация улучшится и боевые действия прекратятся, шахта вернется к привычному ритму работы, - заверяет директор ДТЭК "Шахта Комсомолец Донбасса" Николай Еремин. - Для поддержания горных выработок выходить на работу будет только дежурная группа людей, которые живут неподалеку. За всеми остальными рабочие места будут сохранены. 

К слову, это проблема не только работников одной конкретно взятой шахты. Для понимания, ПАО "ДТЭК "Шахта Комсомолец Донбасса" является одним из крупнейших производителей энергетического угля в Украине марки "Т" (тощий), который имеет высокую удельную теплоту сгорания. Это 4 миллиона тонн угля в год, или 8% годовой добычи в стране. Основными потребителями предприятия являются генерирующие компании "Востокэнерго" (доля в общем объеме тепловой генерации электроэнергии Украины 22%) и "Днепрэнерго" (доля - почти 9%). На "Комсомольце Донбасса" завязаны крупнейшие теплоэлектростанции - Зуевская, Кураховская, Луганская, Криворожская, Приднепровская и Запорожская. А это уже десятки тысяч работников и сотни тысяч потребителей в четырех областях Украины.  

Без вагонов и взрывчатки 

Примеру "Комсомольца Донбасса" рискуют последовать и другие горнодобывающие предприятия. Так, из-за обстрелов уже остановил добычу угля "Красный партизан" в Свердловске Луганской области. Последней каплей стало 10 июля, когда снаряд попал в автобус с ехавшими на смену горняками. Четверо погибли, 16 в больнице. Под землю теперь спускаются лишь несколько горняков-добровольцев, вместе с горноспасателями они откачивают воду и не дают затопить выработки. 

Впрочем, не только страх за сотрудников заставил владельцев пойти на крайний шаг. Остальные предприятия того же ДТЭК в Луганской области работают в обычном режиме. Но уголь томится на складах - его попросту не на чем довезти на ТЭС. 

- Первая и главная причина остановки, конечно, то, что возле шахт ведутся боевые действия. Второе - взрывчатка. Это опасное вещество, которое запрещено ввозить в область. Но она необходима для проходки, чтобы обеспечить производственный процесс. То есть проходческие бригады, которые используют взрывчатку, остановили свою работу, - пояснил руководитель Антикризисного штаба ДТЭК Дмитрий Сахарук. Третье - отсутствие вагонов. Разрушена инфраструктура железной дороги, движение составов невозможно, нет пустых вагонов, мы не можем вывозить уголь. 

Железнодорожники разводят руками - сами, мол, страдаем. Мало того что на ремонты нужны миллионы, так еще и сорвавшиеся перевозки приносят колоссальные убытки. На сегодня из-за подрывов и артобстрелов на ДЖД закрыто больше полсотни станций.  

- Разрушены мосты, путепроводы, пути, контактные сети основного Чаплинского железнодорожного направления из Донецка на западные регионы Украины, которым курсировали 70% грузовых поездов, - подсчитали в "Укрзалiзницi". 

Раньше львиная доля грузов из Донбасса в другие регионы Украины перевозилась по ветке Донецк - Красноармейск - Чаплино, сейчас идет через Ясиноватую - Константиновку - Славянск - Лозовую и в направлении Мариуполя. 

- Однако это позволяет перевозить лишь 40% грузов, - сетуют на ДЖД.  

На перегоне Донецк - Ясиноватая (самая крупная грузовая станция Украины) работает одна колея из трех, от Ясиноватой до станции Донецк-Северный - одна из четырех. 

Света нет, зато вода прибывает 

На линии огня оказались и еще несколько шахт в самом Донецке - им. Засядько, "Октябрьский рудник", "Трудовская" и другие в прилегающих к аэропорту Куйбышевском, Киевском, простреливаемых окраин Петровского и Кировского районов. Но если первая работает относительно без перебоев, то на других только поддерживают жизне­обеспечение.   

Жители соседствующих с шахтами домов в зоне особого риска. 

- И неважно - работающая шахта или нет. По сути, сейчас Донецк находится на большой подземной реке. И если остановить откачку воды, даже страшно представить последствия, - объясняет депутат Донецкого облсовета, экс-начальник управления экологии Донецкой ОГА Сергей Третьяков. 

Так, подтопление уже началось на шахте "Октябрьский рудник" (ГП "ДУЭК), что находится всего в 5 км от многострадального донецкого аэропорта. 31 июля во время боев были обесточены 25 трансформаторных подстанций в комплексах подстанций 35 КВ - Октябрьская и Куйбышевская. 

1 августа уже на другом конце города - в Кировском районе снаряд попал в трансформаторную подстанцию 35 КВ. В результате - треть жителей района без света. Сегодня под угрозой - шахты имени Скочинского, Засядько и десятки других. Экономисты, долгие годы с  радостью дававшие комментарии "Комсомолке",  сейчас мрачно отвечают: "Давайте не будем делать какие-то прогнозы, отрасль на грани катастрофы".