Ровно сто лет назад в США появился первый прибор с красным и зеленым фонарями, переключение которых сопровождалось звуковым сигналом. С тех пор техника ушла далеко вперед, распространилась по миру. На балансе КП "Сигнал" сегодня 295 светофоров, еще тремя десятками занимаются супермаркеты. Например, свои аппараты установил и обслуживает "Эпицентр".
- Светофоры в Харьков работают в большинстве своем корректно и продуманно, - считает основатель Союза автоклубов дядя Фара. - Иногда, правда, ставят лишние светофоры. Например, возле супермаркета на Клочковской на одном отрезке их сразу три. Там и гаишники, которые умеют использовать в своих целях чужие ошибки.
По данным КП "Сигнал", из единой диспетчерской можно управлять одновременно 65 светофорными объектами. Их число в обозримом будущем мечтают увеличить в разы. Впрочем, заняться им и так есть чем.
- Ежедневно поступает информация о вышедших из строя светофорах, - рассказывают "сигналовцы". – Во время грозы ломается до десяти светофорных объектов: выходят из строя контроллеры, горят кабели. Приходится устанавливать защиту от гроз.
По наблюдениям автомобилистов, неполадки со светофорами устраняются за 3-4 дня.
Больше красного или зеленого
Харьковские светофоры все время модернизируются и усложняются. Лампы заменяют светодиодными матрицами, появился обратный отсчет до смены сигнала, самые оживленные перекрестки снабдили звуковой сигнализацией и даже установили говорящее оборудование. На подходе – "умные" светофоры, с камерами видеонаблюдения.
- Сигнал с камер будет выводиться на пульт. Такие камеры не только фиксируют нарушения, но и просчитывают поток участников движения, а потом сами регулируют циклограмму светофора, - поясняет начальник КП "Сигнал" Андрей Курлов. - То есть сам светофор определяет, где нужно больше красного, а где зеленого. Это дает возможность сократить количество пробок и ДТП.
Между тем "умный" пешеходный переход в Харькове уже есть. На ул. Отакара Яроша в районе Ботсада автомобилистам дополнительно сигнализируют о том, что на "зебру" зашел человек.
Нужен светофор – пиши в мэрию
Теоретически харьковчане могут добиться появления светофора там, где его не было раньше. Для этого нужно написать заявление в мэрию, чиновники покажут этот вариант в ГАИ, а уже там определят целесообразность нового объекта. Устанавливать будут за счет городской казны.
- Жалоб по светофорным объектам особо не поступает, - свидетельствует начальник отделения областного ГАИ Олег Никоненко. – Зато есть пара заявлений с просьбой установить светофор где-то в районе пешеходного перехода.
По нашим данным, стоимость установки самого простого светофорного объекта начинается от 100 тысяч гривен.
Светофор-пионер установили возле вокзала
Харьков стал первым городом на территории Украины, где появился светофор. Случилось это в 1936 году. Точное место, где он стоял, уже никто не помнит, где-то в районе Южного вокзала. Где сейчас стоит самый старый регулировщик Харькова, затрудняются сказать даже специалисты.
- Скорее всего, это улица Сумская, то есть 1982-1983 годы, - предположили в техотделе СКП "Сигнал". – Светофоры меняются, оборудование меняется, и у нас уже не осталось того, что ставили в 40-х или 50-х годах прошлого века.