Ректор Дипломатической академии Украины Борис Гуменюк: Дипломатия - не фунт изюма, а повседневная кропотливая работа

Сегодня украинские дипломаты отмечают свой профессиональный праздник

Борис Гуменюк собрал
под крышей академии
лучшие силы
украинской дипломатии.

Борис Гуменюк собрал под крышей академии лучшие силы украинской дипломатии.

Сегодня украинские дипломаты отмечают свой профессиональный праздник.

Это событие совпало с 90-летием со дня основания современной украинской дипломатической службы (22 декабря 1917 года было основано первое украинское Министерство иностранных дел). В преддверии даты «Комсомолка» встретилась с Борисом Гуменюком.

Наши педагоги - прежде всего практики

- Борис Иванович, трудно представить, что 16 лет назад, когда наша страна обрела независимость, мы остались вообще без дипломатов. Ведь МИД находился в Москве…

- Совершенно верно. Вся внешняя политика государства тогда формировалась в Москве. А в Киеве было свое небольшое Министерство иностранных дел. В 1991 году мы располагали всего сотней сотрудников. Нужно было что-то делать. И вот на работу в министерство пришло много людей, имевших склонность к дипломатической службе и более-менее знавших языки. Это не были профессиональные дипломаты - среди них лично я встречал и журналистов, и преподавателей. Нужно было повышать квалификацию кадров. Четыре первых года независимости мы довольствовались тем, что есть, а в 1995 году открыли Дипломатическую академию Украины. 

- Кому принадлежала идея?

- Первому нашему министру иностранных дел Анатолию Максимовичу Зленко. В жизнь ее воплотил Геннадий Иосифович Удовенко. 30 мая 1995 года президент Украины издал указ о создании Дипломатической академии. А в сентябре 1996-го в ее аудитории пришли первые слушатели.

- Кто входит сегодня в педагогический состав академии?

- У нас очень квалифицированный профессорско-преподавательский контингент. Это люди, имеющие высокие ученые степени, подтвержденные практикой. Преподают и авторитетные украинские дипломаты: уже упомянутый Анатолий Зленко, посол Украины в Польше и Финляндии Петр Сардачук, первый посол Украины во Франции Юрий Кочубей, первый посол Украины в Греции Борис Корниенко, посол Украины в Египте и Иордании Виктор Нагайчук.  

Проще говоря, на квадратный метр академии у нас столько послов и докторов наук, что ни один факультет международных отношений таким созвездием похвастаться не может!

Не нужно быть Джеймсом Бондом

- Вы восполняете нехватку в МИДе специалистов. Каких именно?

- Парадоксально, но нынче дефицит сотрудников, которые бы знали иностранные языки, кроме английского, на оперативном уровне. По пальцам можно сосчитать тех, кто освоил, например, языки народов стран Балканского региона. В общем, мы получаем от министерства заказы и выполняем. В год у нас обучаются в среднем по 120-130 студентов. За 10 лет из стен академии вышли примерно полтысячи магистров внешней политики. Среди наших выпускников нынешний посол Украины в Иране, генеральные консулы в Шанхае, Владивостоке, руководитель торгово-экономической миссии в Брюсселе, Оксана Билозир - бывший министр культуры, народный депутат Игорь Алексеев.

- В женском представлении дипломат - эдакий Джеймс Бонд: умный, красивый с манерами... Вряд ли при поступлении все соответствуют данному образу…

- Мы работаем и при отборе, и при подборе. Многие просто не проходят по конкурсу. Все данные абитуриента рассматриваем в комплексе: знания, мотивации, перспективность, адекватность в конце концов. Карьерный дипломат должен быть физически и психологически закаленным человеком, поскольку его работа связана со стрессами и физическими нагрузками. Вообще данная профессия совмещает в себе несколько. Дипломат, работающий «в поле», - журналист, психолог, мастер переговоров, эрудит, историк, лингвист, филолог, юрист, фотограф, спортсмен… А что касается Джеймса Бонда, то на него как раз дипломат не должен походить. Хотя бы потому, что подобные личности слишком бросаются в глаза.

Интриговать нужно, соблюдая международное право и протокол

- Есть ли в вашей академии курс, на котором учат интригам?

- Имеются элементы подобной науки в очень интересном спецкурсе «Кулуарная дипломатия». Его читает Борис Корниенко. Здесь на основе живых примеров из истории изучается искусство умения склонить другую сторону переговоров к нужному решению. Ведь дипломатия, как сказал классик, не Невский проспект, а сплошные головоломки, зигзаги и лабиринты. Требуется найти консенсус, не запятнав свою репутацию, не проиграв - и все это в рамках международного права, этикета, протокола. Вот чему учит кулуарная дипломатия. 

- Вы тоже преподаете?

- Читаю курс «Дипломатическая и консульская служба». Освещаю разные аспекты нашей деятельности, в том числе выходы из нестандартных ситуаций.

- Знаю, когда вы служили послом Украины на Кипре, у вас как раз и случилась одна нестандартная ситуация.

- В июле 2006 года вспыхнул очередной израильско-ливанский конфликт. В его эпицентре оказались более двух тысяч граждан Украины с детьми. Воздухом эвакуироваться было нельзя - только морем. Началось массовое бегство. Люди подсаживались на французские, греческие, канадские суда, военные корабли. Те вывозили своих, но и нашим не отказывали. Украинцев, россиян, молдаван - всех брали, лишь бы вывезти из-под бомбежки. Суда приходили в порт Кипра, а затем беженцы должны были пересесть на самолет. Но чтобы ступить на чужую землю, украинцам требуется виза. Мне удалось договориться с киприотами. Они пошли на беспрецедентные меры и впустили людей без визы. Пришлось взять на себя ответственность за то, что ни один наш гражданин не останется на острове нелегально. И я сдержал свое слово.  

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Борис Гуменюк родился в 1953 году на Виннитчине. Окончил факультет международных отношений Киевского госуниверситета.

Доктор, профессор, Чрезвычайный Полномочный Посол. Автор учебника по дипломатической и консульской службе.