Славянску нужны психологи-волонтеры

Люди, вернувшиеся в город, до сих пор не могут прийти в себя.

Фото: архив КП

Фото: архив КП

Здание исполкома на площади Революции в Славянске битком набито людьми. Люди, вернувшиеся сюда после окончания боевых действий, пытаются заново начать жизнь. Нервы натянуты до предела - сложно со всем: жильем, питанием и медикаментами. Несколько соцработников, которые остались в городе, пытаются снять напряжение, поддержать земляков. Но сил на всех не хватает. Срочно нужна помощь!

Дети вздрагивают от стука двери

"Нашему городу необходимы во­лон­те­ры-психологи, телефоны прилагаются" - подобные сообщения часто можно встретить в соцсетях Славянска.

- Увы, мы не в состоянии сейчас платить ставку психологам, максимум, что можем предложить, - это жилье и питание. Поэтому уповаем лишь на добровольцев, - рассказывает директор городского центра социальных служб семьи, детей и молодежи Марина Олейник.

Марина и трое ее коллег оказывают психологическую поддержку сотням людей, которые ежедневно приходят в исполком в надежде решить свои проблемы. Одним нечего есть, у других разрушен дом, а третьим просто нужно выговориться.

- Мы гуманитарную помощь раздаем и с людьми беседуем, выслушиваем, - говорит Марина. - Но всех не охватишь. Очень нужны профессионалы, особенно для мам с детьми.

Тяжело видеть, когда ребенок вздрагивает от простого стука двери, а гром за окном просто приводит его в ужас. Из-за постоянного напряжения многие малыши страдают энурезом, плохо спят, плачут. А у взрослых… Да даже походка у многих изменилась - голова непроизвольно втягивается в плечи, тело чуть согнуто, словно человек готовится бежать из-под обстрела. Нам бы хоть десять психологов в исполком!

"Бабушка, граната взорвется"

Марине Олейник и ее трем коллегам самим психологическая помощь нужна. Они не уезжали из города до последнего выстрела и помогали другим.

- Бывало, связи в городе нет, так наша сотрудница забиралась на высокое дерево, чтобы дозвониться с мобильного, - говорит Марина Николаевна. - Под обстрелом доставляли продукты детям, находившимся в другой части Славянска, развозили лекарства и еду беременным.

По словам Марины Олейник, за те несколько месяцев, что город был под огнем, отношение к жизни у многих горожан изменилось. А у детей появились несвойственные им знания и интересы.

- Многие малыши знают, что такое БТР, могут отличить выстрел крупнокалиберного пулемета от ПЗРК. Во дворе они часто играют в военных, вырезают балаклавы, сооружают баррикады во дворе - то есть воспроизводят все то, что видели в жизни, - говорит Марина Олейник. - Помню, как 5-летняя девочка нанизывала бусинки из гранатов на леску. Бабушка предложила ей добавить еще один гранат, на что девчушка строго сказала: "Бабушка, граната ведь взорвется". Она не знала, что такое гранат, но прекрасно понимала, что такое Ф1.

Упрашивали людей покидать подвалы

В Славянске работали и психологи-спасатели. Многие из них не только лечат души, но и занимаются информированием: где получить воду, гуманитарную помощь, какие дороги и здания разминированы.

- Многие люди были напуганы, не верили, что в городе стало спокойно, и не желали покидать свои бомбоубежища, - говорит начальник психологической службы ГСЧС Украины Анатолий Сычевский. - Приходилось уговаривать выйти из подвала.

Но сейчас психологи ГСЧС отбыли из Славянска, чтобы помогать переселенцам в других областях Украины. Увы, и здесь ресурс специалистов ограничен. Спасибо, на смену поспешила группа психологов из Харькова, которая будет обучать представителей городских служб.

- К сожалению, волонтеров недостаточно, и мы будем рады всем, кто присоединится к нашему движению, - говорит Татьяна Асланян, координатор общественной организации "Станция Харьков".