Все могут короли: в Испании монархия отмежевалась от бизнеса

Король Филипп VI запретил себе и членам семьи работать на корпорации.

Король Филипп VI с супругой Летицией. Фото: EFE

Все могут короли, когда их народ  процветает. Однако дела обстоят иначе, когда наоборот. До своего отречения король Испании Хуан Карлос I, правивший почти сорок лет, провел образцовую демократизацию, примирил нацию, разделенную гражданской войной, ввел Испанию в единую Европу. Однако своему старшему сыну Фелипе оставил не самое блестящее наследство - страну в глубоком экономическом кризисе.

Дворец испанских королей в Сарсуэле, Мадрид. Фото: Рейтер

ПРОЗРАЧНАЯ МОНАРХИЯ

Новый король Испании Филипп VI, вступивший на престол 19 июня этого года, пообещал стране кардинальные реформы. Испанское правительство взялось реализовать проект экономического подъема экономики на сумму 6,3 миллиардов евро. По словам премьера Мариано Рахоя, половину суммы составят частные  инвестиции. За счет этих денег выделят кредиты бизнесу, внедрят программу энергосбережения, планируют развивать транспортную инфраструктуру и заниматься реиндустриализацией страны. В Мадриде давно сделали ставку на отказ от дешевой иммигрантской рабсилы и перестраивают экономику под квалифицированный труд.

Церемония присяги нового короля Испании Фелипе IV. Фото: Рейтер

Изменения коснулись и института королевской власти. Теперь членам монаршей семьи запрещено работать в частных компаниях. Так решил король Испании Филипп VI, пишет El Pais.

Запрет касается его самого, а также королевы Летиции, их дочерей Леонор и Софии, отрекшегося от престола Хуана Карлоса и его супруги Софии. Кроме того, Филипп VI разрешил аудиторам проверять счета королевской семьи.

Это прямое продолжение его обещания всеобщей модернизации. Филипп VI пытается строить самую "прозрачную" конституционную монархию в Испании.

ЛЮБОВЬ И ДЕНЬГИ

Когда дела идут хорошо, небо безоблачно, будущий день ясный и солнечный, подданые любят своего  короля. В 2005 году рейтинг популярности испанской монархии превышал  75 процентов. Пока не разразился тяжелейший со времен Великой депрессии кризис, больнее всего ударивший по южанам в Европе. Когда в экономике бушует пожар, королевская охота на слонов в апреле 2012 года в Ботсване стоимостью 44 тысячи евро кажется святотатством. Именно такие обвинения предъявили королевской семье в конце 2011 года - чрезмерные траты и манипуляции с бюджетом.

Зять короля Хуана Карлоса I Иньяки Урдангарин и инфанта Кристина. Фото: Рейтер

В центре скандала оказалась младшая дочь Хуана Карлоса I - 49-летняя инфанта Кристина  и ее муж чемпион-гандболист, герцог Иньяки Урдангарин.  По версии прокуратуры, в 2005-2006 годах зять короля Испании потратил почти 6 миллионов евро, которые предназначались на туристический конгресс. К делу подключились политики. Коалиция "Объединенные левые" захотела проверить всю налоговую бухгалтерию о разделе 11-миллионного наследства предыдущего короля. Монаршую семью дожали и в 2012 году: они впервые в истории обнародовали декларацию о расходах.

СПРАВКА "КП"

Испания прожила семь трудных лет

Одним из главных пострадавших в кризис 2008 года в Испании был перегретый строительный сектор. В начале 2000-х население Испании росло за счёт иммигрантов, в основном рабочих-строителей. В год приезжали до полмиллиона человек.

Ипотечный пузырь зрел медленно, пока не привел к сильному искажению рынка труда. Сегодня уровень безработицы в Испании критический: из 47-миллионного населения без работы остается почти 5,6 миллионов человек - это четверть трудоспособного населения. Среди молодежи число безработных доходит до 55 процентов. Эксперты говорят, что это самое серьёзное испытание для Испании со времен гражданской войны 1930-х.

Протестное движение "15 мая" среди безработной молодежи. 22 мая 2011 года. Фото: Рейтер