Константин Эрнст: Продолжение «Иронии судьбы» я проверил на своей теще

Накануне новогодней премьеры долгожданного фильма кинообозреватель «КП» беседует с руководителем Первого канала, продюсером главных хитов российского кино [ видео+фото ]

Для новой «Иронии судьбы» Константин Эрнст намного больше, чем «просто» продюсер. Он не только стоял у истоков замысла и является одним из соавторов сценария, но и в отсутствие режиссера Тимура Бекмамбетова, занятого за океаном производством голливудской картины, с необыкновенным воодушевлением и энтузиазмом занимается вещами, которыми обычно не балуются продюсеры.

- В два часа ночи закончили сводить звук, - не без удовлетворения в голосе признается Эрнст в свой законный выходной день. Он, оказывается, и цветокоррекцию делал сам - и на «Иронии», и на предшествующих ей «Дозорах».

- Песню для продолжения «Иронии судьбы» тоже сами заказывали?

- Конечно. Причем всем активно работающим у нас композиторам. Никто не смог ничего написать, чтобы нам подошло. Получилось только у Кости Меладзе. Нам нужна была новая оригинальная песня, написанная в традиции Таривердиева и спетая не только Пугачевой, но и Орбакайте. Поскольку в фильме действуют отцы и дети, то и песню Алла должна была спеть вместе с Кристиной. Результатом мы довольны. «Наш фильм - не для тусовки, а для народа»

- Создается впечатление, что вы очень уверены в этом проекте.

- Да, фильм получился. Когда мы запускали этот проект, я не был уверен. Когда делали - тоже. А теперь, когда мы свели последний звук, - уверен абсолютно.

- Звучит многообещающе из уст человека, чей художественный вкус лично я уважаю еще со времен программы «Матадор». Если только вы не научились отключать его при продюсировании.

- Я со своими друзьями делал этот фильм, потому что сам давно хотел увидеть продолжение «Иронии судьбы». Пять лет назад мы стали искать конкретные подходы, а самой идее уже лет пятнадцать.


Генеральный директор Первого канала знает, как удовлетворить широкого зрителя.

- С продолжением всенародно любимой картины ставки особенно высоки. Люди ведь 30 лет жили со старым фильмом. Нового прочтения могут и не принять.

- Мы проверяли это кино на совсем разных людях. Они прекрасно понимают, что это продолжение, и принимают его именно в этом качестве. Это их не ломает. Им не кажется, что мы залезли в их душу своими грязными сапогами. И на женщинах, которым за 50, мы тоже картину проверили. Вот приехал в третьем часу ночи и привез «мастер» только что сведенного звука, чтобы утром пересмотреть. Меня ждала теща с ужином. Я поставил диск и посадил ее смотреть. Она всплакнула, когда досматривала картину. А теща у меня железная, настоящий партизан Железняк! Никогда не выказывает своих эмоций, а тут все же сдалась.


Герой Сергея Безрукова - современное воплощение Ипполита.

- Бывают зрители и пожестче, чем ваша теща.

- Я понимаю, о ком вы. И понимаю, что мы уже всех достали своими успехами. Киномир завистливый и злой. Чего это у них все получается, а у нас нет? Будут и снобы, кто скажет, не видя фильма: «Сняли пошлятину для народа, лишь бы бабла срубить!»

- Именно поэтому вы не устраиваете ни пресс-показа «Иронии судьбы», ни премьеры, ни вечеринки?

- Мы и «Дневной Дозор» не показали критикам. И таким образом сказали: да, вы можете писать все что угодно. Хотя вечеринка после премьеры «Дневного» в Москве была хорошая. А потом ужаснулись затратам и решили: в ближайшее время - никаких премьер. На премьеры приходит московская гламурная тусовка. «Ирония судьбы» точно не для такого зрителя.


Героиня Барбары Брыльска свысока глядит на новогодний роман «детей».

Вернее, и для них тоже, но они в этом никогда не признаются. Я очень критично отношусь к нашим работам и никогда не бываю полностью ими доволен. «Ночной Дозор» меня устраивал процентов на тридцать. «Дневной» - на сорок. «Иронией» я доволен на шестьдесят! А идеального кино практически не бывает... «Мы всех обманули, что «Дозоры» - массовое кино» - «Дневной Дозор» собрал у нас в прокате 34 миллиона долларов. «Ирония судьбы», по некоторым оценкам, может собрать 50 миллионов. - Это не наши оценки, и я не очень верю в эту цифру. Я не верю в такой потенциал нашего рынка. Реально второй «Дозор» вытащил в кино 5 миллионов человек. Из 140 миллионов, живущих в нашей стране. Сейчас мы надеемся, что придут 8 миллионов.

- «Дозоры» вернули в кинотеатры молодого зрителя. Сейчас вы поставили перед собой задачу затащить в кино тех, кто постарше, кто, возможно, ни разу не был в современном мультиплексе.

- Да, главная ставка - на те возрастные группы, которые пока не ходят в кино. И на то, что два года по телевизору картина показываться не будет. Думаем, это заставит людей выйти из дома, и наконец они сходят в кино, где не были лет 15. И обнаружат, что там хорошо.

- Но в стране народ живет гораздо труднее, чем в Москве. И 300 рублей за билет в кино - для кого-то совершенно нереальная цена.

- Билеты на утренние сеансы стоят 50 - 70 рублей. Тот, у кого нет денег, может пойти на утренний сеанс. Если человек в принципе может пойти в кино, он найдет эти 50 рублей.


Лиза Боярская и Константин Хабенский.

- Но на дисках картина выйдет явно намного раньше, чем по телевидению. Это значит, что она немедленно попадет в Интернет. И ее будут бесплатно качать оттуда.

- Диски выйдут позже, чем обычно. Что касается Интернета - это все-таки локальная аудитория. Но мы готовы и к этому. Интернет-пиратов ждет разочарование. Отдельная команда готовится доставить им «большое удовольствие». Предупреждаю: воровать картину точно не стоит.

- Продолжение «Иронии судьбы» - это чисто национальный проект. Он никоим образом не покушается на западный прокат, участие в кинофестивалях?

- Абсолютно. Хотя я показывал иностранцам рязановский оригинал, пытаясь понять, насколько советская это история. Выяснилось, что иностранцы все прекрасно в нем понимают, просто для них в этом фильме нет никакого социального подтекста. Они видят только человеческую историю. Но амбиций выхода на Запад с сиквелом легендарной русской картины у нас нет. Впрочем, мы и с «Ночным Дозором» на успех на Западе не рассчитывали. И вообще у тех, кто хочет делать здесь кино «для Запада», никогда ничего не получается. Надо делать кино для своих, и если оно «выстреливает» здесь, то его и туда возьмут. А иначе получается неудачный артхаус.

- Для Запада ваш «Дневной Дозор» - тоже артхаус, абсолютно нишевый продукт, поскольку снят не на английском, а на русском языке.

- Это чистая правда. Мы ведь обманывали всех, что это массовое кино, на самом деле это был голимый артхаус. «У меня пропало желание сотрудничать с Голливудом»

- «Сумеречный Дозор» вы будете делать уже на английском языке и с серьезными голливудскими партнерами?

- Да, мы имеем право внести 50% бюджета.

- В каком виде сейчас находится этот проект?

- Он находится в ожидании Бекмамбетова и подготовки сценария. Проблема в том, что за два последних года взаимоотношений с Голливудом у нас пропало острое желание делать там кино. В Америке «Ночной Дозор» позиционировали как картину для прыщавых 14-летних подростков. Банальный «хоррор» из нее сделали. В Германии фильм собрал 3,5 миллиона евро, а в Штатах - 420 тысяч долларов. Просто в Германии он был спозиционирован для взрослых, а в Америке - для детей.

- «Ирония» сделана на деньги канала?

- Нет, на кредитные и на спонсорские. Канал лишь получит права на показ, но денег на производство он не давал. Общий бюджет выльется в цифру $5 миллионов. Вписались бы в 4,3 миллиона, если бы не пересняли пять эпизодов, когда поняли, что где-то недотянули. Но и 5 миллионов по нынешним ценам в кино - немного.

- Вы как генеральный директор Первого канала, только блокбастерам покровительствуете? Или планируете выпускать более экспериментальное авторское кино тоже, как это делают ведущие мировые телекомпании?

- Думаете, они по любви это делают? Делают, потому что обязаны по закону. А так с удовольствием выпускали бы блокбастеры. Что касается нас, то мы сейчас запускаем малобюджетную, довольно радикальную картину, которая не соберет большую аудиторию и может получить эфир на Первом канале только в «Закрытом показе». Если будут появляться ребята с новым видением, мы запустим такие проекты. Проблема в том, что старые режиссеры в большинстве своем уже не соответствуют времени, а новые за редким исключением - просто ремесленники. И кино у них получается мертвое. Потому что им не про что сказать. Мы ищем новых, кому есть что сказать, но у которых, кроме этого, есть профессия в руках.

- Именно этим драматургическим вакуумом вызвано то, что вы - соавторы сценария продолжения «Иронии судьбы» вместе с Анатолием Максимовым?

- Мы соавторы сценария и всех предыдущих картин. Просто не стали указывать это в титрах.

- А почему сейчас указали?

- Для повышения собственной ответственности. Мы отвечаем за этот фильм. «Безруков хорош, но не все «умеют его готовить» - «Ирония судьбы» - актерская картина, а режиссер Бекмамбетов - визионер по преимуществу. Работа с актерами - не самая сильная его сторона.

- Тимур - один из самых талантливых режиссеров российского кино. И актеры в нашем фильме играют очень хорошо. У Безрукова - лучшая роль после «Бригады», сто процентов. Костя Хабенский очень хорош. О ветеранах я и не говорю. Яковлев, Мягков, Ширвиндт, Талызина, Брыльска выше всяких похвал.

- Актеры из старой картины были всенародными любимцами. А новые себя во многом скомпрометировали. Тот же Безруков, много снимавшийся в чудовищных фильмах и примелькавшийся до такой степени, что кажется, его не показывали только в чайнике и утюге.

- Сережа - очень талантливый артист, но не все «умеют его готовить». И он сам многое для своего героя придумал. Например, происхождение - из Владивостока. Знаете, почему русского мальчика из Владивостока зовут Ираклий? Потому что его родители были фанатами передач Ираклия Андроникова. Мы искали имя, созвучное Ипполиту. Оно выбивалось из ряда, и нам надо было найти что-то похожее.

- Продолжение «Иронии судьбы» - чисто продюсерский проект?

- Конечно.

- Мне очень импонирует в Бекмамбетове то, что он не ощущает себя «большим русским художником».

- Тимур - абсолютно вменяемый человек, поэтому он первый русский, кто сделал в Голливуде картину с бюджетом в 120 миллионов долларов.

- В золотую эру в Голливуде был могущественный и легендарный продюсер Селзник. Именно он снял «Унесенных ветром», а не режиссер, имя которого стоит в титрах. Вы ощущаете себя русским Селзником?

- Нет, я ощущаю себя Эрнстом, мне этого вполне достаточно.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Старая сказка на новый лад

Поклонники старой рязановской комедии (а это в общем-то все немалое население нашей страны), увидев ее продолжение, вздохнут спокойно. «Ирония судьбы-2» получилась совсем не похожим на нее фильмом. Это не калька, снятая с легендарного оригинала. Не ремейк, предполагающий рабское ему следование. И даже не вполне сиквел, хотя слово «продолжение» стоит в названии. Главные персонажи картины - дети Нади, Жени и Ипполита. Они живут в совсем другое время, и у них совсем другая история. Они не парятся в бане под Новый год. Не поют песни на стихи Ахмадулиной под гитару. И не слишком полагаются на иронию судьбы, предпочитая брать судьбу в свои руки.

Не только современная инкарнация Ипполита - молодой человек по имени Ираклий (Сергей Безруков), способный, глядя в глаза любимой девушке, разговаривать по телефону «хэндс фри». Не только дочь трепетной рязановской Нади - совершенно бестрепетная и очень красивая ее тезка (Елизавета Боярская), которую постаревший персонаж Андрея Мягкова с обычным косноязычием именует Надеждой Надеждовной. Сын Лукашина Костя (Константин Хабенский) - тоже человек весьма предприимчивый. Не чета своему отцу, оставшемуся в своем времени, однако справедливо отказывающемуся считать себя неудачником. Образы главных героев культовой советской телесказки не получили в новой картине какого-то дополнительного «продолжения».

Самая большая неожиданность: эпизодическая героиня Ахеджаковой, исполнявшая вместе со своими подругами «Вагончики», благополучно отбыла в Израиль, откуда и звонит Валентине Талызиной, привычно готовящей салат оливье. Каждый из зрителей рязановской сказки по собственному усмотрению рисовал будущее любимым героям. Авторы нового фильма предложили свою версию, ни на чем особенно не настаивая. Сказку ведь можно рассказывать на разные лады. Для обострения конфликта Эрнст, Бекмамбетов и компания вновь развели неожиданных новогодних любовников по разным столицам. Но оставили нашему воображению возможность как-то по-иному распоряжаться их прошлым. Как, впрочем, и настоящим, и будущим. «Ирония судьбы-2» - фильм-сателлит, фильм-спутник нестареющего шедевра Рязанова и Брагинского.

Это не означает, что отныне эти картины будут существовать только в связке. Своим присутствием в атмосфере новый фильм нисколько не помешает старому продолжать его вечное вращение на орбите зрительского внимания. Допускаю, однако, и то, что представителям поколения «детей» по ритму, стилю и настроению продолжение может оказаться ближе оригинала. Все-таки авторы «Дозоров» его делали. Взяв за основу старую, проверенную временем рецептуру, они попытались из новых ингредиентов приготовить хорошо усвояемое и легко проглатываемое блюдо. Всем вкусам угодить им, возможно, и не удастся. Но, как показали 32 года непрерывного успеха первой «Иронии судьбы», кино в сочетании с мандаринами и оливье всегда вызывает повышенное слюноотделение. Для его усиления в некоторых кинотеатрах во время демонстрации продолжения в залы будут пускать запах цитрусовых. Для полного счастья не хватает лишь шампанского и заливной рыбы.