Пилот сбитого Ми-24 получил орден и уже пробует ходить

Подполковник Цигульский заработал компрессионный перелом позвоночника и ожоги во время крушения, но вытащил из пылающей кабины раненого штурмана.

Валентина Цигульского наградили орденом прямо в больнице. Фото: Автор.

За время службы 37-летний замкомандира отдельной бригады армейской авиации по летной подготовке Валентин Цигульский четырежды участвовал в миротворческих миссиях в горячих точках Либерии и Конго. Но в глаза смерти впервые посмотрел тут, на родине. За героический поступок летчик был награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени - прямо в больнице. А спустя почти два месяца лечения готовится к выписке. 

Несколько секунд показались вечностью 

Когда Валентина привезли в днепропетровскую больницу, врачи не знали, с какой стороны к нему подойти. Весь обгоревший, израненный, да еще и с компрессионным переломом позвоночника. Все эти "подарки" он получил во время аварийной посадки, когда подбили его вертолет Ми-24.

В тот день, 4 июня, он с напарником и еще один вертолет должны были в Семеновке, неподалеку от Славянска, атаковать противника. Но не долетели. 

- В голове пронеслось: "Такая легкая смерть?!", - вспоминает Валентин. - Но потом встрепенулся, ухватился двумя руками за рычаг и тянул его на себя, чтобы на "нейтралке" приземлиться, а не забуриться носом в землю. Больше ничего не мог сделать, поскольку из-за дыма земли вообще не видел. Падали мы несколько секунд, но мне они показались вечностью, ведь я даже не представлял, как далеко до земли.

Восстать из пепла

Вертолет рухнул, пламя ворвалось в кабину командира экипажа. Потерявший от удара сознание Цигульский быстро очнулся и смог выбраться. А вот штурман застрял в кабине.  

- Я ему кричу: "Серега, вылезай, я не могу тебя вытащить!" А он и шелохнуться не может - ноги и левая рука отказали. Попытался потянуть его за руки, но в спину будто кол вогнали, - вспоминает наш собеседник. - Поблизости ни ветки, ни веревки. Да и огонь подступает. 

Пилот собрал все силы и, терпя адскую боль, рывками вытащил товарища из огненной ловушки, вдобавок получив еще ожоги рук и лица. Оттащил штурмана на 10-15 метров от горящей машины и вызвал подмогу.

Вертолет доставил летчиков в Харьков. Оттуда Сергея в очень тяжелом состоянии отвезли в столицу, а Валентина - в Днепропетровскую областную  больницу им. Мечникова. Больше месяца был прикован к койке и гнал от себя мысль: "Лишь бы не списали!" Обошлось.

- Наконец-то хожу потихоньку - врачи разрешили! Правда, заставляют постоянно надевать корсет, а это ой как неудобно… Я в нем, как средневековая барышня, дышать не могу, - сокрушается подполковник. 

На больничные условия Валентину грех жаловаться: одиночная палата с холодильником и телевизором, на столе книга "История Второй мировой войны", дневник и ноутбук, вазы с фруктами и конфетами. Но летчику не терпится увидеться с семьей и снова сесть за штурвал. В Киеве его ждут жена Елена и трое сыновей: 2-летний Игорек и два Саши - 11-летний от первого брака и 14-летний сын второй жены. 

КОМПЕТЕНТНО 

"Летать будет!"

Юрий КИРПА, завотделением нейрохирургии позвоночника и спинного мозга Днепропетровской областной больницы им. Мечникова:

- Валентин поступил к нам весь в бинтах, в тяжелом состоянии. Когда мы его увидели, думали, старика привезли. У него были ожоги лица и рук 2-й и 3-й степени. А когда отмыли, полечили, кожа регенерировалась, перед нами предстал молодой красавец-мужчина. Кроме ожогов у него компрессионный перелом 7-го и 8-го позвонков. Есть все предпосылки, что операцию делать не придется, пока его лечение - медикаменты, правильное питание и постельный режим.

На этой неделе сделаем контрольные снимки, проведем проверки и, думаю, уже в пятницу передадим в Киев. В целом динамика положительная. Сейчас он понемногу расхаживается. А там не успеет оглянуться, как будет летать.