22 июля день рождения Януша Корчака, который не просто написал более 20 книг по педагогике ("Как любить ребенка", "Право ребенка на уважение", "Шутливая педагогика"), но и оставался воспитателем до последней минуты жизни: пошел с сиротами в газовую камеру, отказавшись от свободы, предложенной ему фашистами.
- Не откупайся! За свое отсутствие "платите" присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что "не долюбили" ребенка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви.
- Не пытайся быть идеальным! Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь.
- Не унижай! Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится на "счастливое" детство.
- Позволяй выбирать! При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.
- Не относись к детским проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не лги! Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы его уважаете.
- Если не знаешь, что ответить ребенку, помолчи и подумай. Ничего страшного в словах "я отвечу тебе завтра" нет. Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, боитесь не за ребенка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее "преподносит". Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребенком.
- Хвали детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: "Ты самый лучший!" "Лучшим" быть тяжело.
- Если не прав, искренне проси у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.
- Рискуй! Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран.
- Не конкурируй за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать "лучшего" или "худшего".
- Не имитируй общение, интерес, участие. Не говорите: "Ах, как здорово ты нарисовал", глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно скажите: "Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал".
- Не обобщай! Девочки и мальчики не любят, когда их называют: "дети". Общее с самыми маленькими название заставляет отвечать за давнее прошлое, разделять дурную репутацию малышей, выслушивать многочисленные попреки, к ним, старшим, уже не относящиеся.
- Не упрощай до понимания ребенка, а поднимайся до его переживаний! Вы поясняете: — Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! … Надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.