Удобная тактика
Украинские власти собираются принять меры, дабы минимизировать негативное влияние конфликта на востоке страны. По словам руководителя миссии МВФ Николая Георгиева, правительство проведет корректировку доходной и расходной частей госбюджета, а рост расходов на обеспечение безопасности компенсирует за счет сокращения других трат. В частности, зарплаты и пенсии в будущем году повысят не выше уровня инфляции, продолжатся сокращения в государственном секторе.
В сфере энергетики правительство планирует существенно улучшить платежную дисциплину, вплоть до ареста активов должников. Также готовится реструктуризация НАК "Нефтегаз".
НБУ продолжит совершенствование денежно-кредитной политики, акцентируя внимание на стабильности внутренних цен и контроле над инфляцией. Помимо этого, правительство планирует внедрить широкий спектр мер по борьбе с коррупцией, в том числе создание независимого антикоррупционного агентства.
Однако все эти действия уже не в силах изменить решение МВФ, который хоть и пообещал нам денег, все же выделит их в лучшем случае в сентябре (по-хорошему Украина к тому времени должна была бы получить третий транш). А все потому, говорят эксперты, что правительство взяло на вооружение тактику своих предшественников - много обещать и мало делать.
Фонд не в восторге
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко напоминает: предоставляя деньги, в фонде хотят, чтобы власти страны реально выполняли их указания, а не искали "обходные пути".
- Например, в тексте договора между Украиной и МВФ записано, что наша страна должна реально уменьшить дефицит госбюджета, чтобы снять риски дефолта, - говорит Охрименко. - На первый взгляд требование выполнено: по результатам пяти месяцев 2014-го дефицит сводного госбюджета составил 7,9 млрд грн., в то время как за аналогичный период прошлого года - порядка 22 млрд грн. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что такой "прогресс" был достигнут исключительно за счет того, что НБУ наперед заплатил налог со своего дохода в размере 22 млрд грн., которые он должен был заплатить по итогам года. И если бы этой суммы не было, дефицит был бы катастрофическим!
Понятно, что в МВФ от таких методов не в восторге, продолжает эксперт. В фонде хотят от правительства Украины реальных действий, направленных на реформирование экономики. А как раз с реформами дела обстоят не самым лучшим образом.
- По плану следующий транш нам должны были дать 25 сентября, то есть миссия приедет в Украину в начале осени, - говорит Охрименко. - До этого времени правительство должно провести настоящие реформы, и тогда велика вероятность, что мы сможем разом получить второй и третий транши. Если же этого не произойдет, то у нас останется последняя дата в нынешнем году, когда мы сможем рассчитывать на деньги, - 15 декабря. К этому времени Украина при выполнении всех требований могла бы получить четвертый транш.
А как у них?
Греции удалось выйти из пике
Стоит отметить, что сотрудничество с МВФ не всегда приводит страну к ожидаемым результатам. Иллюстрацией отрицательного опыта работы с фондом стали, в частности, Аргентина, Мексика, Болгария. Но, говорят эксперты, они сами были виноваты, поскольку не делали, что им говорили. А вот опыт Греции многие считают удачным.
- У Греции были ощутимые положительные результаты, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" директор фонда Блейзера Олег Устенко. - И самый главный итог заключается в том, что Греции удалось снизить дефицит бюджета с невероятных 15% ВВП до 3%. Это означает, что страна начала жить по средствам и пытается не тратить больше, чем зарабатывает.
Правда, продолжает эксперт, сокращение дефицита не происходит само по себе и ему сопутствуют весьма неприятные вещи. Такие, например, как рост безработицы, снижение экономического роста, а то и вовсе падение экономики. Но и здесь в Греции уже наступает заметное улучшение: согласно прогнозам, по итогам 2014 года падение экономики должно прекратиться.
Александр Охрименко настроен более пессимистично, утверждая: деньги МВФ помогли стране один-единственный раз за всю историю, и было это в 70-е годы в Чили. После этого следовала череда провалов - больших и маленьких. Основные причины две. Во-первых, МВФ дает "книжные рекомендации", не учитывая реалий. Во-вторых, страны не торопятся выполнять взятые на себя обязательства.
Почему же при такой истории кредитов МВФ мы так озабочены тем, чтобы взять у них денег?
- Так больше никто не дает! - говорит Охрименко. - Изначально у нас был выбор небольшой - взять денег у России или США. И мы этот выбор сделали.