Представляем 4-й том. Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари»

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования - о своей любимой книге: Мы все завидуем тем, к кому приходит любовь

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования - о своей любимой книге: Мы все завидуем тем, к кому приходит любовь.

Перечитал «Бовари» в сорок лет и понял, что роман Флобера совсем не о том, о чем мне казалось в восемнадцать. Не о соблазненных замужних дамах, романтике тайных поцелуев и горячечном сексе в чужой постели. А о том, что подлинная, пронзающая тело и выворачивающая наизнанку душу, любовь в конце концов все равно завершается трагедией. И чем сильнее дарованное свыше чувство, тем больнее расплата. Расплата карьерой, здоровьем, подчас жизнью, судьбой близких. И перед этим счетом, выписанным небесами, равны и мужчины, и женщины... Ну а то, что объект любви оказывается подчас недостоин этого самого чувства... Кто из переживших любовную трагедию не подтвердит этот банальный тезис?

Почему так устроен мир? Пытались в этом разобраться и до Флобера, и после. У него получилось глубже, нежнее и пронзительнее...

И все же... И все же... Даже понимая, что расплата неминуема, мы все равно надеемся, что любовь снизойдет, накроет, подкинет до небес. И, даже осуждая «неприличное поведение» и «горящие глаза», в душе завидуем тем, к кому это чувство уже пришло...

А еще «Госпожа Бовари» - это очень вкусное, гурманское чтиво. Нахлебавшись современных светских романов, плохо выструганных детективов и мимолетной «модной» литературы, с языком, похожим на скрежет наждака, и сюжетом, напоминающим сооружение из шлакоблоков, во Флобера окунаешься, как в летнее море - нежное, волнующее, наполненное свежестью. За это особый низкий поклон переводчику «Бовари» Н. М. Любимову...

«Сукно ее платья зацепилось за бархат его фрака. Она запрокинула голову, от глубокого вздоха напряглась ее белая шея, по всему ее телу пробежала дрожь, и, пряча лицо, вся в слезах, она безвольно отдалась Родольфу». Ах!

Из всех сказок эта самая романтическая!Гюстав Флобер - лучший, видимо, французский писатель XIX века - был изумительным психологом и стилистом (одну страницу он мог переписывать неделями, мучительно выбирая правильные, самые точные слова).

Безупречная, безжалостная «Госпожа Бовари» стала высшим его достижением. Роман взорвал европейскую литературу - сперва, конечно, потому, что какие-то ханжи обвинили его в непристойности (подумайте только, адюльтер!). Флобер выиграл процесс, «Бовари» продолжали печатать, у нее появлялись преданные и внимательные читатели. После смерти писателя, случившейся в 1880 году, их количество ничуть не уменьшилось.

Владимир Набоков обожал «Бовари». Она оказала огромное влияние на его творчество; флоберовские мотивы он вовсю разыгрывал в ранних своих романах и охотно поминал в поздних. «Из всех сказок нашей серии «Госпожа Бовари» - самая романтическая. С точки зрения стиля перед нами проза, берущая на себя обязанности поэзии», - восторженно объяснял он американским студентам, которым взялся читать курс «Шедевры европейской литературы». Чтобы уделить несколько лишних часов разбору «Бовари», Набоков радостно пожертвовал «Отцами и детьми» Тургенева, которые значились в плане.

Но он, конечно, был не единственным, кто замирал перед этим великим романом. В 2007 году 125 крупнейших западных писателей нашего времени попросили составить списки из 10 книг, которые они считают величайшими в истории литературы. Потом на основе этих списков составили сводный; «Госпожа Бовари» заняла в нем второе место, аккурат между «Анной Карениной» и «Войной и миром». При этом шекспировский «Гамлет» оказался на шестом месте.