В среду следователи Главного следственного управления СК России задержали двоих подозреваемых в нарушении требований транспортной безопасности. Ими оказались дорожный мастер службы пути ГУП "Московский метрополитен" Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов.
- С конца мая 2014 года на перегоне станций "Парк Победы" - "Славянский бульвар" начались подготовительные работы, направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка, - рассказал "Комсомолке" официальный представитель СК России Владимир Маркин. - К этим работам также были привлечены ряд подрядчиков и субподрядчиков. Башкатов и Гордов имели непосредственное отношение к производству этих работ и контролю за их выполнением. Следствие полагает, что сами работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась. Это повлекло схождение электропоезда с рельсов, гибель людей и причинение различных телесных повреждений более 150 пассажирам.
Как объяснили "Комсомолке" в следствии, стрелку, которая отвечает за перевод многотонного состава с одних путей на соседние, прикрепили временно проволокой и забыли про это. В момент прохождения над стрелкой первого вагона метропоезда проволочка порвалась, стрелка поднялась с путей и воткнулась в колесную пару вагона. Первый вагон подкинуло вверх, и он ударился в бетонный потолок тоннеля. На скорости более 50 километров задние вагоны метропоезда стали налетать на первые.
Пока в числе подозреваемых лица, непосредственно выполнявшие работы. Но Следственный комитет намерен установить и привлечь к уголовной ответственности абсолютно всех причастных к этой трагедии, начиная от исполнителей и заканчивая должностными лицами руководящего звена, которые должны были контролировать и обеспечивать в полном объеме требования транспортной безопасности московского метрополитена.
- Задержанные уже допрошены, - отметили в СК России. - В ближайшее время следствие планирует предъявить им обвинение и избрать меру пресечения. В рамках уголовного дела проводится комплекс технических, химических и иных экспертиз, результаты которых позволят установить все обстоятельства аварии. Также следователи проверяют наличие у подрядчиков и субподрядчиков лицензий на выполнение соответствующих работ в московском метрополитене.
Вопрос на засыпку
Почему так легко смяло вагоны?
В интернете обсуждают, что хрупкость нового вагона "Русич" могла стать одной из причин драмы. Вагоны, сошедшие с рельсов, фактически разорвало на части.
Мы попытались получить комментарий руководства завода "Метровагонмаш", однако здесь отказались общаться с журналистами до окончания официального расследования.
Кстати
Аналогичные аварии за границей
- В декабре 2013 года авария произошла в нью-йоркском метро. Поезд шел быстрее обычного. В итоге четыре вагона сошли с рельсов, один из которых чуть не упал в реку. Причиной аварии были неисправные тормоза. Власти сообщали о 4 погибших и десятках раненых.
- В марте 2014 года один из составов метрополитена в Чикаго сошел с рельсов, вылетел на платформу станции "Международный аэропорт О'Хара" и врезался в поручни эскалатора. В результате пострадало около 30 человек. Причина аварии - воспламенение тормозной системы.
- В мае нынешнего года в сеульском метро столкнулись два поезда. Пострадало около 200 человек. Причиной аварии вновь стали неисправности в автоматике.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
"Мы нажимали на кнопку связи, но машинист молчал"
Светлана ВОЛКОВА
|
25-летний москвич Александр Сазыкин рассказал нам, что случилось в злополучном поезде.
- Александр, как все произошло?
- Я находился во втором вагоне с хвоста поезда. Мы отъехали от "Парка Победы", минуты через полторы-две поезд резко затормозил так, что все люди повалились кубарем.
- Что было потом? Появился запах гари? Машинист что-то говорил по громкой связи?
- Связи абсолютно никакой не было. Мы нажимали на эту кнопку связи. Она не работала или не знаю что. Машинист молчал. Появилась гарь. Мы сначала открыли окна, чтобы можно было дышать. Но буквально через минуту повалил угар, дышать стало еще хуже. Закрыли окна, посидели немного в парилке. А потом включилась вентиляция, слава богу, наконец пошел свежий воздух. Мы открыли окна и двери. Настало облегчение.
- Пассажиры сами открыли двери? Паника была?
- Конечно. Как это произошло, все начали кричать. Подумали, что теракт. Потом стали подниматься на ноги и люди уже сами говорили: "Без паники!". Детей, слава богу, в вагоне не было. После того как гарь выветрилась, все успокоились и начали звонить в 911. Но там ничего не говорили, просили держать себя в руках. Вагон перед нами, третий с конца, был искорежен. Все пришли к мнению, что он сошел с рельс. Мы это увидели через окно. Потом минут через двадцать пассажиры начали выходить из нашего вагона на пути. Нам крикнули из соседнего вагона, что у них есть выход. Часть людей прыгнули на пути и перешли в этот вагон, куда-то уходили и не возвращались. Я не уходил. Минут через десять после того, как люди ушли, появился спасатель. Он открыл нам заднюю дверь, и мы пошли по рельсам назад, туда, откуда приехали.