Дом, где лечат ожесточившиеся души

В единственной в Украине социальной квартире помогают трудным подросткам влиться во взрослую жизнь.

Одновременно адаптироваться могут только 8 мальчишек. И не дольше года. Предоставлено администрацией соцквартиры

Многие дети из интернатов или неблагополучных семей, оказавшись в обычной для нас среде (дом - работа - магазин), совершенно в ней не ориентируются. Для некоторых в диковинку даже гигиена и уход за собой. Для адаптации таких подростков с ноября 2012 года в Донецке организована так называемая социальная квартира. Она пока одна на всю страну и исключительно для мальчиков. 

Главное отличие от детского дома и интерната - детям позволено "набивать свои собственные шишки". Пока под бдительным оком психологов и преподавателей, которые всегда помогут принять правильное решение. Если у ребенка есть родители, то персонал работает и с ними. 

Понятно, что о проделанной работе можно судить через несколько лет. Но о некоторых результатах уже можно рассказать. 

Учиться тратить деньги лучше всего, ворочая миллионами в "Монополии". Фото: Предоставлено администрацией соцквартиры

Паша: заново полюбил отца

Паше 17. Он вот-вот должен покинуть квартиру. Его мама лишена родительских прав, мальчика и двух его сестер воспитывал отец. И если с девочками папа справляется, то с Пашей не получалось. 

По мере взросления скандалы между отцом и сыном становились все чаще, все интенсивнее, доходило до рукоприкладства, вызовов милиции. Паша сбегал, бродяжничал. Его ловили, отправляли в  реабилитационный центр, оттуда - домой. И опять по кругу. Однажды отец сам пришел в органы опеки и попросил лишить его родительских прав. Сказал, что больше не хочет видеть Пашу. Ненависть была взаимной: Паша готов был хоть к черту на рога, лишь бы не жить с отцом. Так и попал в социальную квартиру. 

- Сначала с Пашей было очень тяжело. Если что не понравилось - устраивал жуткие истерики. Мы, например, сидим пьем чай, а в соседней комнате мат-перемат, крик, топот - такая у него реакция на запрет. Когда он понял, что в ответ никто агрессию не проявляет, как он привык, и что добиться своего воплями  не получится - истерики прекратились, - рассказывает директор квартиры Ирина Бородина.   

Через время стало понятно, что Паша совершенно не выносит, когда на него кричат, зато похвалой и признанием можно добиться многого. Своими "открытиями" педагоги поделились с отцом. Тот прислушался, и результат не заставил себя ждать. Папа начал навещать Пашу. Через время и сын стал ездить к отцу погостить, помочь. А однажды, проводив отца на остановку, Паша обнял его и сказал: "Прости меня".

А еще парень устроился на работу. Как тратить заработанное, тоже пришлось учить. Поначалу покупал исключительно телефоны. Подсказки о том, что надо покупать и одежду, и обувь, и еду, и папе с сестрами неплохо бы помочь, вызывали яростный протест. Павел ведь был уверен, что кормить его будут в любом случае. Так и есть, едой детей обеспечивают, но надо учиться и самому рационально тратить деньги. Проблему решали вместе с работодателем. На работу его перестали пускать без "тормозка". А работа очень важна для Паши. 

- Он грозился уйти жить в общежитие. Думал, что там кормят, поят, жилье бесплатно, как у нас. Для него было откровением, что придется за все платить самому. Постепенно понял и научился и продукты покупать, и готовить. Кажется, он понял эту жизнь и теперь не пропадет, - с гордостью  говорит директор.  

Выразить свои чувства можно и в рисунках. Фото: Автор

Влад: поборол детский алкоголизм

Влад с пяти лет в интернатах. Попал в квартиру, когда ему еще не было 18 лет, по рекомендации соцслужбы. Успел побывать в психиатрической клинике, где лечился от алкоголизма. 

- К сожалению, даже в интернатах дети умудряются найти выпивку и попасть в зависимость. Поначалу это была серьезная борьба, чтобы не напиться и не прийти в квартиру пьяным, потому что у нас запрещено. 

Влада пришлось учить всему: пользоваться общественным транспортом, искать работу, писать резюме, что и куда следует надевать. 

Устроился работать сантехником в ЖЭК. Сразу же начались проблемы. Отличительная черта воспитанников интерната - они не умеют справляться с трудностями, им легче уйти от проблемы, чем попытаться ее решить. Влад не нашел общего языка с коллегами и уволился. 

Плюс - запрет на выпивку: как так - деньги есть, а выпить нельзя? Однажды Влад пришел и сказал, что жить в квартире не будет, уходит. "Ну, уходи", - сказали преподаватели. Влад ушел. А деньги-то потратил, жить не на что. 

Через неделю вернулся. Опять устроился на работу, с помощью педагогов заново начал учиться жить. И стало получаться. А заработанные деньги вкладывали в ремонт его "убитой" квартиры. 

- Когда пошли на рынок выбирать сантехнику, Влад всем рассказывал, что надо покупать, а что нет, на что обратить внимание. Мы к нему прислушивались, и он буквально расцвел, - говорит Ирина Ивановна. 

Женя: ушел от дедушки-тирана

Фильм "У семи нянек" смотрели? 15-летний Женя очень похож на главного героя. На первый взгляд лапочка. Умеет располагать к себе людей. Личность творческая и талантливая. У него абсолютный слух и хороший голос. 

Раньше жил с бабушкой, которая его обслуживала дедушкой, у которого воспитание сводится к двум пунктам: 1) ребенок должен почитать родителей; 2) ребенок должен быть накормлен. Вот мужчина и добивался (в прямом смысле слова) почтения всеми способами. 

Женя быстро понял: чтобы избежать побоев, надо соглашаться, обещать, улыбаться и ничего не делать. Тотальное вранье стало частью характера подростка. Еще одним ужасом пацана была еда. Мальчику нельзя было встать из-за стола, пока все не съест. Женя стал прятать еду в шкафах, ящиках, на балконе. Дед был уверен, что все это ему назло. 

- Когда бабушка умерла, противостояние между дедом и внуком достигло критической отметки. Женя начал сбегать и бродяжничать. Когда он попал к нам, мы столкнулись с тотальным враньем во всем: добрые глаза, улыбка, обещание сделать и ничего не делается. По капле выжимали из него вранье. Когда Женя сдерживал обещание - всегда хвалили, давали какой-то бонус. Сейчас он с гордостью говорит: "Я вам не вру". Это достижение, считает директор.  

Еще одним откровением для Жени стало, что можно просто сказать: "Я не хочу есть". Научили формулировать и озвучивать свои желания и чувства. Отвечать за свои поступки. Следить за собой, элементарно умываться, принимать душ, складывать вещи, беречь одежду. Научился взаимодействовать с другими. Директор школы, в которую он ходит, вначале говорила, что Женя - это просто кошмар и ужас, а сейчас отмечает, что общий язык с ним найти можно. 

Увы, дедушку так и не удалось "перевоспитать". Уже через неделю пребывания дома мальчик опять попал в приемник-распределитель, откуда его вернули в квартиру. Так что пока Жене идти некуда. 

КОМПЕТЕНТНО

"Мы показываем, что есть другая жизнь"

- В первую очередь мы выстраиваем с подростком доверительные отношения. Иногда на это уходит очень много времени. "Колючим ежиком" он может быть и три, и четыре месяца, но в конечном счете, если ребенка принимаешь, какой он есть, уважительно относишься к его желаниям, дети "раскрываются" и хотят в ответ что-то сделать и для тебя, - говорит директор социальной квартиры Ирина Бородина. - Я не могу утверждать, что у всех ребят сложится жизнь, все-таки пре-дыдущее воспитание имеет значение. Но мы даем понять, что есть и другая жизнь, что в мире много интересного без алкоголя, что есть другие ценности. И, конечно, поддерживаем связь со всеми выпускниками и всегда готовы помочь.