В те дни война казалась чем-то нереальным и невозможным, Крым - навсегда украинским, а проекты вступления в ЕС или ТС - не более чем темами для политических пикировок.
Сегодня война стала реальностью, крымчане нашли способ защититься от авантюрной политики Киева и отстоять право на собственное будущее, выйдя из состава Украины. Соглашение с ЕС подписано, но вопрос о том, какой Украина может быть завтра и сохранится ли она вообще как суверенное и независимое государство, остался открытым, как и угрозы, о которых тогда написал Виктор Медведчук.
Наши политики и СМИ, цитируя по буквам недалеких западных чиновников, для которых Украина - некая "ничейная" территория, не удосужились ни прислушаться к словам Медведчука, ни сделать даже незначительных шагов в направлении устранения существующих угроз. СНБО превратился в группу марионеток, секретарь которой ничего, кроме неадекватных театральных заявлений, не демонстрирует. Над проблемами устранения рисков и угроз работать некому.
Наш политбомонд так привык заниматься "кнопкодавством" и действовать по указке "сверху", что бегает по посольствам по любому поводу, требуя команд - на какую кнопку и с какой силой давить. В то время как и проблемы, и возможные их решения описаны, очевидны и вполне разрешимы собственными усилиями. Более того, как подтвердило время, никакие рекомендации извне не могут дать и не дают больше того, что уже сказано в самой Украине.
Все, что говорил "Украинский выбор" и предлагал Виктор Медведчук, сегодня либо усилиями общества становится неизбежной реальностью, либо декларируется европейскими структурами как насущная необходимость. Референдумы, народовластие, конституционная реформа, децентрализация власти и федерализация Украины - очевидные и эффективные решения для устранения существующих проблем и сохранения Украины как единого, независимого и суверенного государства. Но даже из уст западных консультантов и политиков они не воспринимаются нашей властью как безальтернативный путь реформ.
Причина этого описана в статье Медведчука очень четко и кратко. Процитирую: "Если несколько лет назад можно было говорить об окончательной герметизации верхних этажей общества, то сейчас в привилегированный политический класс уже практически не проникают не только новые люди, но даже простые сигналы снизу. Верхушка просто не слышит того, что происходит в стране. Что делать? Я намекну. В строении, где есть лифт, конструктивно должен быть предусмотрен и мусоропровод. Нынешняя власть это прекрасно понимает, а потому делает все, чтобы не допустить развитие идей прямой демократии и реального контроля - совершенно ясно, что подобные механизмы обновят политические элиты практически полностью. Но закрутить крышку - тоже не выход. Боятся - сорвет давлением. Думайте, решайте, пока народ не решил за вас…"
Народ уже решает. И хотя ему пока не удается эффективно и бескровно канализировать законсервированную и зарвавшуюся политическую элиту, с каждым днем становится все очевиднее, что это - дело времени. Остановить этот процесс уже не получится. И у элиты есть только два пути выхода из сложившейся ситуации - либо незамедлительно начать действовать в направлении устранения существующих угроз, либо подготовиться к тому, что "мусоропровод" выбросит их не на социальную помойку, а на реальное кладбище.
Все угрозы и риски, о которых писал Виктор Медведчук, актуальны, и определить их приоритетность невозможно. Они равноопасны. Я перечислю их. Износ основных фондов (а в восточных регионах их разрушение вследствие войны) дает о себе знать ежедневно. Регионы испытывают настоящий финансовый голод для решения этой проблемы. Поддержка ими идей децентрализации власти носит совершенно естественный характер, а молчание многих обосновано лишь неадекватными шагами Киева по отношению к тем, кто осмеливается говорить. Угроза обвинений в сепаратизме уже давно и многократно превысила угрозу реальных сепаратистских настроений региональных элит.
Внешнеполитическая изоляция Украины растет и после подписания Соглашения с ЕС, потому что ценность и значимость дружественных международных отношений нашей властью оценивается только количеством денег, которые сейчас и немедленно можно выпросить для покрытия бестолковой и неадекватной внутренней экономической политики. На такой основе расширять сотрудничество не хотят даже те, кто стремится Украиной управлять извне.
Приватизация "остатков народного достояния", существующий де-факто раскол страны в условиях чрезмерной централизации власти, насаждение потребительской идеологии на фоне нивелирования исконных для украинцев славянско-православных ценностей и устоев, игнорирование общественного мнения по большинству принципиальных вопросов, манипулирование общественным сознанием, в том числе путем распространения недостоверной, неполной или предвзятой информации, - благодатная почва для роста протестных настроений, которые уже сегодня формируют новые майданы - кредитный, тарифный, антивоенный и прочие.
Проблема усугубляется тем, что люди вооружились, и на ломку мифической картины мира они отвечают не просто агрессивными настроениями, а столкновениями со стрельбой. При этом ареал людей, вовлеченных в большие и малые конфликты, растет не по дням, а по часам.
В поиске авторитетов за пределами страны многие политики утратили способность быть и жить в своем Отечестве. Столкновение двух идей в Украине провело границу между теми, кто врет и говорит правду, ненавидит и понимает, жаждет уничтожать и способен созидать, готов отвечать и может только переложить ответственность на кого-то.
Мировоззренческий Рубикон расколол страну и проявил всю ее силу и все ее слабости. Персона Виктора Медведчука в этом расколе стала знаковой. Как в 2004-м у него был одинаково сильный конфликт и с Ющенко, и с Януковичем, так и сегодня - те, кто не способен мыслить категориями государственных интересов и ответственности перед народом, ненавидят Медведчука так же сильно, как и те, кто руководствуется политическими утопиями, для реализации которых не существует никаких сколь-нибудь значимых ресурсов.
Год назад Виктор Медведчук написал, что вызовы для национальной безопасности никуда не исчезнут, даже если их игнорировать. И еще он сказал пророческие слова о том, что вскоре обязательно найдется организация, способная уверенно сказать украинскому обществу: мы идем верным путем, все у нас в порядке.
Я знаю, что это - правда, и это будет. Ложь осядет, как пена, картина реальной Украины предстанет во всей очевидности, и люди окажутся перед неизбежным и необходимым выбором - украинским выбором. Не президента, не парламента, а выбором идеи, способной нас объединить в решении проблем и созидании единой страны.
Но это - будущее. А сегодня, вспоминая публикацию годичной давности, я задаю себе простой вопрос: был ли шанс у нашей страны избежать войны и потрясений, связанных с Майданом? Шанс был! "Украинский выбор" и Виктор Медведчук сделали все для того, чтобы воспользоваться им могли все. И противниками наших идей были и остаются только те, кто не видит своего будущего в стране победившего народовластия.
* Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции.