Майдан ответил на угрозы власти: "Из зоны АТО товарищи уже едут нас защищать"

Генеральный прокурор потребовал от силовиков навести порядок в центре столицы.

Фото: Максим Люков

Сносом палаток могут заняться новые милицейские спецназы.

В палаточном городке на Крещатике может возникнуть новое противостояние. Генеральный прокурор Виталий Ярема потребовал от МВД и СБУ навести порядок в центре Киева вплоть до силового разгона тех, кто до сих пор остается на Майдане.

Глава ГПУ озвучил то, о чем со страхом шепчутся киевляне: территория свободы стал территорией преступности. 

- Так называемыми представителями Майдана совершено 158 преступлений, среди них четыре факта нанесения телесных повреждений с летальным исходом, более 14 разбойных нападений, 73 факта краж, - констатировал Виталий Ярема. Зафиксированы угоны автомобилей, мошенничество, много незаконного оружия.

Генеральный прокурор Виталий Ярема. Фото: kmu.gov.ua

Особенно возмущает, и об этом уже писала "КП", что заигравшиеся революционеры свободно хозяйничают в захваченных ранее зданиях. В Главпочтамте живут без всяких прав 70 человек, в здании Укрсоюза - 300, а сотня, которую сами майдановцы именуют "дикой", оккупировала отель "Днепр". 40 нелегальных постояльцев заняли "Казацкий". 

- Вместо того чтобы защищать страну или работать на пользу государства, самозванцы занимаются прямым рэкетом и бандитизмом, - возмутился генпрокурор, отметив, что мэрия не хочет наводить порядок. А значит, это придется сделать силовикам. Если сотрудникам милиции будет оказываться вооруженное сопротивление, они, по словам Яремы, "имеют право прекращать подобные правонарушения". В переводе на простой язык - применять оружие.

Как узнала "КП" из своих источников, на зачистку Майдана вряд ли выпустят бывший "Беркут" - прежде всего из-за нежелания самих бойцов ввязываться в новые политические игры. Скорее всего, этим займутся новые милицейские спецназы, которые формируют из бывших активистов революции. Например, преданный Авакову батальон "Киев 1" или "Азов", который уже вступал с нынешними протестантами в конфликты. Но это произойдет не завтра - Виталий Ярема пообещал, что будут вестись переговоры. А новый киевский голова Виталий Кличко поспешил заявить, что не хочет силового варианта и рассматривает его только как крайний шаг. 

Активисты говорят, что Генпрокуратура для них не указ и не авторитет. Фото: Максим Люков

Видео Максима Люкова.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Активисты: "Из зоны АТО товарищи уже едут нас защищать" 

Обитатели Майдана заявляют, что никуда не уйдут и сами всех выгонят.

В самом сердце Киева осталось пару десятков палаток, а раньше было более сотни. Хотя по-прежнему довольно людно, правда, людей в камуфляже немного. Пройдя несколько рядов, наконец находим самообороновцев. Усевшись за деревянным столиком, мужики закуривают сигареты одну за другой.

- Здравствуйте, мы корреспонденты. Можно?

Один из мужчин подорвался со стула и чуть не упал, пошатнувшись.

- Сейчас я вам расскажу, журналисты, сейчас только подойду... - в лицо ударила мощная струя перегара. Мы слегка занервничали - не хотелось попасть под раздачу. Но активиста подхватили товарищи и вывели за периметр палаток.

- Не пугай журналистов, они наши гости! - отчитал забияку сознательный человек.

Как выяснилось, к нашему приходу жители палаточного городка уже знали о заявлении Яремы, поэтому сказать им было что.

- Что нам этот Ярема? Кто он нам? Он для нас вообще не авторитет. Это что выходит, к власти новые олигархи пришли благодаря Майдану, а теперь мы, значит, им не нужны? Ничего не выйдет! Мы Януковича выгнали и их выгоним. Отсюда никуда не уйдем, у нас свои требования к власти и будем стоять, пока их не выполнят, - начал рассуждать один из активистов, закуривая очередную сигарету.

- А как вы считаете, вас поддержат люди на этот раз? Многие на восток уехали, в Нацгвардии служат. Как справитесь?

- Люди? Конечно, поддержат, вот как увидят, что нас тут убивают, так и поднимется шумиха.  Нас, может, сейчас не так много. Но! Буквально полчаса назад звонили наши командиры, сказали, что будут возвращаться из зоны АТО на Майдан. У них нет желания там сидеть, зная, что своих убивают. Тем более большая часть в Нацгвардии неофициально, если убьют - звания героев не дадут. Так что останутся военные там сами без нас воевать, а мы здесь с властью повоюем.

К разговору подключается еще один активист, назвавшись Станиславом:

- Вот именно, да и вообще власти выполнили наши требования? Люстрацию они провели? Нет! Мы говорили: никаких олигархов. А что в итоге? Пусть ставят в парламент ученых, профессоров, обычных людей, они хоть нас понимать и слышать будут. 

ВОПРОС РЕБРОМ

Исчерпала ли себя территория революции?

Павел РОЗЕНКО, народный депутат, фракция УДАРа:

- В том виде, в котором Майдан существует сейчас, дальше существовать он не может. То, что там происходит - дискредитирует саму идею. Слоняться по Крещатику в камуфляже и делать вид, что таким образом кто-то на что-то влияет - огромная ошибка. Кроме того, сегодняшний Майдан отнюдь не представляет интересы киевлян.

В то же время идея Майдана в широком понимании не исчерпалась. Ее нужно развивать, реализовывать в жизнь как власти, так и обществу. Это и общественные инициативы, и жесткий контроль деятельности власти со стороны народа, и участие общественности в политической жизни.

Александр БРИГИНЕЦ, народный депутат, фракция "Батькивщины":

- Майдан как идея развития государства не может себя исчерпать никогда. Но то, что сейчас происходит в центре Киева, больше напоминает Антимайдан. Выходит, что эти люди против нового государства, новой власти. Немало вопросов и к тем, кто там остались. Если ты хочешь бороться за Украину, почему не в зоне АТО? Если ты специалист в какой-то сфере, почему не на роботе? Да и закон один для всех. Мы против того, чтобы люди незаконно занимали здания и улицы в Донецке, но и против того, чтобы это делали  в Киеве. Двойной морали быть не может.

Ирэна КАРПА, писатель:

- В том виде, в котором сейчас существует Майдан, он себя изжил. Очевидно же, что там большинство людей, которым нечем заняться и которые вряд ли стояли на Майдане в самые трудные для него времена. Но остались и такие, кто искренне верит в идею и не хочет терять позиции влияния на власть. Поэтому власти Майдан не выгоден. Считаю, что должна быть какая-то территория для мобилизации, силовой вариант не допустим. Но от себя лично, как водитель, очень хочу, чтобы освободили на Крещатике проезжую часть.

Семен ГЛУЗМАН, правозащитник:

- На мой взгляд, в том виде, в каком сейчас существует Майдан, он изжил себя абсолютно. Более того, стал вреден. Не секрет, что далеко не все, кто ратовал за смену власти, сейчас довольны внутренней политикой в государстве, многие готовы высказать протест. Но для этого не нужны эти странные люди, которые преследуют своих корыстные, психопатические, алкоголические и другие цели. В ситуации протеста они могут сделать такое, чего не сделает ни один провокатор. Это гнойник, и его надо закрыть.