Дневник приемной мамы: "Дочка превратилась в дьяволенка, истерики по любому поводу"

Как по-настоящему полюбить усыновленного ребенка.

Нина с младшими дочерьми - приемной Ариной (слева) и родной Викой. Фото: Мария АНАНОВА/«КП» - Красноярск

Усыновлять ребенка Нина Астапенко из Красноярска не собиралась. С мужем они растили двух родных дочек - двухлетнюю Вику и 12-летнюю Леру. Но случай перевернул все с ног на голову, и в семье Астапенко появилась темноволосая смуглая девочка - трехлетняя Арина. Конфликты, отчаяние, любовь и радость - все это отразилось в дневнике, который женщина вела... Нина разрешила нам опубликовать фрагменты этих записей, надеясь, что ее опыт будет полезен другим семьям. 

3 октября 2013 года

"С младшей дочерью попали в больницу. Поступили поздно вечером, когда все уже спали. Заходя в палату, увидела, что в углу на кровати кто-то спит - комочек, как-то странно замотанный в одеяло. Утром я увидела, что комочек - это девочка примерно лет двух (как моя), черненькая, с раскосыми глазками, опухшим и перевязанным лицом. Она самостоятельно умело надевала вещи и даже пыталась что-то там сделать с волосами. Было больно смотреть на это безграничное одиночество маленького человека".

4 октября

"Утром приехал муж, и я говорю своей дочке: "Папа приехал, пошли скорее". В этот момент подскакивает моя новая знакомая и с полным восторгом на лице говорит: "Мамочка, там что, папа приехал, мы пойдем?" Ну как мне ей объяснить, что не к ней он приехал и она не пойдет? Я что-то промямлила и унеслась, но с этого момента все началось…"

5 октября

"Утром открываю глаза, стоит: "Доброе утро, мамочка!", "Ты куда, мамочка?", "Мамочка, я тебе помогла, посмотри, как красиво сложила твои вещи". Один раз при враче она, ударившись, подбежала ко мне с плачем. А я стою как истукан. Врач говорит: "Ну пожалейте ребенка! Видите, как ей хочется". Я взяла ее на руки. И поняла, что не хочу ее тут оставлять. И что моя жизнь уже не будет такой, как раньше".

✱ ✱ ✱

Медсестры объяснили Нине: Арина каждый раз выбирала себе какую-то женщину, называла ее мамой, везде за ней ходила. А когда взрослую пациентку выписывали, малышка находила новую "маму". И так раз за разом...

После выписки Нина постоянно думала об Арине.

- У меня, как и у Ариши, наверное, не было понимания, почему я не могу ее забрать, - вспоминает приемная мама. - С мужем много об этом разговаривали. Но окончательное решение принял он.

Через несколько дней, когда Нина была на работе, муж позвонил ей и сказал: "Я подумал. Давай заберем Аришу. Только мы же еще одного родим?"

- Я тогда и засмеялась, и заплакала, - продолжает женщина. - Говорю: "Конечно, родим! Но только не сейчас".

Семья начала сбор документов.

7 ноября

"Пока навещаю дочу в детдоме. Мы много разговариваем и наблюдаем друг за другом. Попыталась поиграть на прогулке в догонялки, так как было холодно, а дети совсем не двигались. Но догонялки в виде двух шагов вокруг песочницы в противоположную от ребенка сторону закончились слезами, Ариша была безутешна и глубоко несчастна. Я поняла: то, что может развеселить ребенка из обычной семьи, может шокировать детей из детдома".

15 декабря

"День, когда мы забирали дочу, прошел как в полусне. Запомнилось, как Арина, уже принаряженная, несется ко мне по коридору, счастливая, деловая со своим рюкзаком. Нас встречал папа, она с улыбкой во весь рот: "Папа, привет!"

20 декабря

"Первые дни, примерно с неделю, все было хорошо. Она очень активно все изучала, порадовалась новым вещам. Бешеный восторг вызвало первое купание, с игрушками и с компанией.

Как-то я собралась в ванную, а она сказала, что пойдет со мной. Я ответила отказом, объяснив, что мама моется одна. Прорваться в ванную она пыталась силой, билась головой сначала о двери, потом о пол, орала диким голосом. Папа спокойно переносил ее в детскую, но она вырывалась и бежала обратно… С этого дня начались истерики по любому поводу: даешь второй раз надеть платье - ор, нельзя брать мамины ножницы, нельзя лезть в розетку - ор. Вдруг превратилась в дьяволенка. Я пробовала игнорировать - еще хуже. Добавилась агрессия. Однажды она потребовала пластилин. Я сказала, что сейчас уберу со стола и будем лепить. На что она с воплями бухнулась на пол, схватила с пола брошенные ножницы и замахнулась на меня. Чаша моего терпения переполнилась, я силой забрала ножницы, оттащила ее в комнату, накричала. Через пять минут она вышла из комнаты улыбаясь, полезла целоваться. Но мое состояние было ужасным".

25 декабря

"Мои мысли в полном разброде: что же я наделала? Казалось, столько сделано… а все несчастливы! Я мачеха, а не мама, раз не хватило терпения и чуткости. Нет, мыслей о возврате нет, но есть вполне конкретное чувство сожаления. Сижу как-то поздним вечером в зале (когда малышня угомонилась), смотрю в одну точку, приползли (такие же изношенные) папа и старшая дочь. Я им все и вывалила, с извинениями об испорченной жизни. На что моя дочь спокойно объясняет, что если бы я этого не сделала, то очень бы страдала. А папа добавил, что я бы всю жизнь сожалела о том, что не решилась, а сейчас временные трудности…" 

5 января 2014 года

"Я однозначно поняла, что не хочу растворяться в детях полностью (это касается и кровных, и приемных). Не хочу быть для детей только средством для удовлетворения их потребностей, хочу взаимной любви и уважения. Для начала мы стали пытаться соблюдать режим отхода ко сну. Начинаем с 21.00 и воюем до 23.00… Времени на какие-либо свои дела не остается вообще!"

10 января

"Примерно через месяц после приезда домой Арина по ночам начала плакать и звать меня. Я бегала, успокаивала, ложилась рядом. Я впала в состояние хронической усталости, стресса. В очередной раз, услышав уже не то чтобы плач, а именно требовательный крик "мама, иди ко мне", я не выдержала, отругала, шипела как змея, что ночью все спят и мама тоже хочет спать в своей кроватке… Итог - истерика с паданием на пол и стучанием о него всеми конечностями, нескончаемый вопль возмущения".

15 января

"Она продолжает просыпаться и меня звать, но уже чуть тише и не так настойчиво. Я подхожу через раз. Если чувствую волну раздражения, не иду - жду, пока все внутри успокоится, и иногда она засыпает. Кричать перестала".

25 января

"Доча молодец, никаких проблем с едой, режимом. Мы научились бегать, прыгать, качаться на качелях, играть на площадке с другими ребятишками. Мне кажется, у меня замечательный ребенок во всех смыслах! Очень хорошо говорит, главная моя помощница - послушная, заботливая, а какие песни мы орем!"  

2 июня

"Вчера после 15-минутного лежания и обнимания впервые за все время выгнала меня спать в свою кроватку, одну! Добровольно!

Верю, что главные трудности позади".

КОМПЕТЕНТНО 

Лишнее внимание мешает

- Как правило, первое время приемный ребенок ведет себя замечательно, боясь, что его вернут в детский дом, - говорит Галина Долгих, начальник отдела по опеке и попечительству министерства образования и науки Красноярского края. - А потом будто начинает проверять опекуна на терпение. Это самое сложное. Поэтому, прежде чем взять ребенка, нужно трезво оценить свои силы. Надо оценить и готовность всей семьи к этому шагу. Для начала ребенка нужно окружить исключительно любовью, но не перегибая палку. Есть такие опекуны, которые чрезмерно жалеют нового сына или дочку, ставя его в исключительное положение. Это неправильно. Во-первых, дети к этому быстро привыкают и к другому отношению потом уже не готовы. Во-вторых, родные дети начинают чувствовать себя ущемленными. Все должно быть в меру.