Музей Славянска работает и под грохот канонады

Его сотрудники любой ценой хотят спасти экспонаты.

Фото: Архив музея

Казалось бы, несовместимые вещи: война и музей, вооруженные люди и бабушки-смотрительницы. Ан нет! Обтесались, притерлись и живут рядом, на расстоянии какой-то сотни метров друг от друга. Одни - на баррикадах, другие - в музейных архивах. Пример из современности - Славянский краеведческий музей. Основан в 1970 году. С тех пор и поныне работает по графику. И это притом, что город уже полупустой, в нем остались только самые отчаянные и преданные его жители. Я беседую с бессменным на протяжении 30 лет директором этого музея Людмилой Яковлевной Зандер. 

Собирают экспонаты, касающиеся сегодняшних событий

- Людмила Яковлевна, сейчас музей открыт? 

- Для посетителей закрыт с 16 июня. Посетители - громко сказано, не до того, накануне закрытия заходили мама с мальчиком. Мальчик был на велосипеде. Гуляли, увидели, что открыто, зашли, посмотрели. До них ополченцы приходили. Купили билеты, все, как положено, походили, посмотрели. 

- Получается, сотрудникам музея делать нечего? 

- Ну как же "нечего"? Все это время, с начала боевых действий, мы занимались обычной музейной работой: описывали новые экспонаты, писали научные справки, собирали экспонаты, касающиеся сегодняшних событий - листовки, плакаты, фотографии, газеты. Пользуясь тем, что музей вынужденно закрыт, сделали генеральную уборку, все перемыли, перестирали, перегладили, повесили. Когда обстрелы стали интенсивными, часть сотрудников выехала - из 10 в Славянске остались 5 человек. 

- Вы лично не планируете уехать из зоны боевых действий?

- Я для себя решила, что нет. Поехать куда-то на пару недель можно, но потом все равно возвращаться нужно. Один сын в России, другой в Киеве - все зовут. А сколько мне звонят коллег: и из управления культуры, директор художественного музея в Донецке, просто сотрудники - ежедневно звонят и предлагают жилье и все остальное. Я им очень признательна, но никуда не хочу ехать. Чему быть, того не миновать. 

Пушки забрали на баррикады

- Не боитесь, что разграбят?

- Ничего ценного с материальной точки зрения у нас нет. Экспонаты представляют исключительно историческую ценность. В музее полностью воссоздана история нашего края за несколько тысячелетий, начиная с палеолита и до современности. Если с музеем что-то случится, собрать такие исторические материалы снова будет невозможно. Очень хотелось бы, чтобы все это сохранилось. Пушки времен Великой Отечественной, которые стояли у входа, забрали на баррикады. Они не стреляют, из них огонь вести невозможно, но они там. Баррикады недалеко от нас, мы ходим, смотрим, ополченцы  говорят: "Не волнуйтесь, мы вам их отдадим". 

- Какие-то меры по защите предпринимаете?

- Я - реалист. Что мы можем сделать против вооруженных людей и снарядов? Разве что успеть вовремя окна  фанерой закрыть.  

СПРАВКА "КП"

Музей был основан в июне 1970 года. Размещен в старинном купеческом особняке конца XIX века. Сейчас музейный фонд насчитывает более 33 тысяч экспонатов, в том числе 26 тысяч - это подлинные памятники истории и культуры Славянщины. Более полутора тысяч археологических находок - от палеолита до развитого средневековья. По количеству предметов археологии музей уступает лишь Донецкому и Мариупольскому краеведческим музеям. Также музей располагает крупнейшей в области коллекцией керамики.