Лидер "Боевой организации русских националистов" Никита Тихонов: Я бы только и делал, что убивал

"Комсомолка" изучила путь самой одиозной группировки националистов-радикалов последнего времени.

Во время процесса Тихонов и Хасис были неразлучны. Понимали, что встретятся не скоро: Никите за убийство адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой дали пожизненное, Хасис проведет в тюрьме 18 лет за пособничество. Фото: EPA/Фото ИТАР - ТАСС

Процесс над членами "Боевой организации русских националистов" идет в Московском областном суде.

Субтильный парень в очках тонкой оправы дает показания. Это Илья Горячев - с виду типичный ботан. К следователю он попал словно по ошибке - на видео заметно, как он волнуется, но старается это скрывать.

"Об убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой я узнал из новостей. Позже Никита Тихонов и Евгения Хасис сказали, что это сделали они", - Горячев произносит это так, будто давно хотел рассказать, но никто не спрашивал. С этих слов начался разгром "Боевой организации русских националистов" (БОРН). Они убивали не за деньги и даже не за убеждения. Просто чтобы создать информационные поводы.

Тогда, осенью 2009 года, Горячев расписался в протоколе и ушел домой. Он должен был стать свидетелем обвинения. Но, как выяснили следователи, именно этот "ботан" и был главным идеологом группировки. С помощью зверств, на которые шли его соратники, он собирался взобраться на политический олимп.

Дело БОРНа разрослось до десятков томов. Заговорили даже Тихонов и Хасис, приговоренные за убийство адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой к пожизненному сроку и 18 годам соответственно. Хасис, придя к следователю, даже специальную тетрадку достала - чтобы ничего не забыть. С помощью источников, близких к следствию, "КП" удалось познакомиться с некоторыми показаниями.

"Ботан" и боец

Горячеву было 20 лет, когда он решил стать революционером. Столько же было и Никите Тихонову. Два студента исторических факультетов разных вузов познакомились чуть ли не в библиотеке. Горячев - интеллектуал, Тихонов - здоровяк под метр девяносто. В 2002 году Горячев с Тихоновым запускают журнал "Русский образ", который в середине нулевых разрастается в политическую организацию правого толка.

Уже в то время появился план, который осужденная за убийство адвоката Маркелова Евгения Хасис назвала так: "Горячев и Тихонов приходят к власти". Он включал в себя два направления - легальная политическая деятельность под руководством "ботана" Горячева и засекреченное боевое крыло, БОРН, боевики которого выполняют любые силовые операции. Прежде всего физическое устранение идеологических противников - каждая такая акция должна была раскачивать лодку стабильности и добавлять очков горячевской пропаганде.

Друзья написали даже свою "Стратегию 2020". Документ распространяли в националистических кругах, агитируя переходить от бесполезных драк к беспощадной вооруженной борьбе и революции. К власти наци планировали прийти не позднее 2020 года. Либо легальное крыло попадет в Госдуму и дальше в правительство, либо боевики поставят страну на уши и въедут в Кремль по трупам. По этому плану парочка, собственно, и действовала.

К 2006 году вокруг Горячева сложился круг националистов-теоретиков, а Тихонов собрал костяк БОРНа. Это в первую очередь Алексей Коршунов - охранник одного из ЧОПов, а ранее сотрудник ФСБ. Это прирожденный убийца с нездоровым блеском в глазах - по мнению Хасис, не подвернись БОРН, Коршунов наверняка стал бы маньяком-одиночкой.

"Бей и режь"

С 2006 по 2010 год БОРН устроил в Москве настоящую кровавую баню. На счету боевиков больше десятка убийств и покушений. Они нападали на антифашистов, на приезжих из южных регионов. Главным принципом при отборе жертв был будущий резонанс. Каждое убийство должно было показать: страна встает на дыбы, патриоты больше не готовы мириться с засильем иностранцев и либералов.

Персональная вина жертв значения не имела. Например, осенью 2008-го в Можайском районе была изнасилована и убита школьница Анна Бешнова. Убийцу, гастарбайтера-узбека, задержали по горячим следам. Но борновцы решили устроить показательную казнь: вечером они выследили у лесополосы первого попавшегося гастарбайтера и… отрезали ему голову, подбросив ее к зданию администрации Можайского района. Нечего, дескать, на работу иностранцев принимать.

Хасис на допросе вспоминает, как Коршунов сокрушался, что резать гастарбайтеру голову оказалось не так легко и приятно, как ему казалось. К тому же отморозок, по словам Хасис, не был уверен, действительно ли жертва нерусской национальности, не перепутал ли он в темноте и не убил ли славянина. Тихонов, бывший рядом, вроде бы даже успокаивал товарища: ошибки не было, все нормально...

Борновцы разработали специальную тактику "бей и режь". Выследив жертву, один из убийц сначала бил ее несколько раз кастетом по голове, а второй уже добивал ножом. Так, например, убили антифашиста Илью Джапаридзе - по версии следствия, нанесли ему 26 ножевых ударов. 

Казнь адвоката

Убийства адвоката Станислава Маркелова и судьи Эдуарда Чувашова должны были вывести группировку на качественно новый уровень. Это ведь известные и знаковые фигуры. Чувашов осудил две банды скинхедов - его застрелили в подъезде возле квартиры. А Маркелов защищал в судах чеченцев и антифашистов. Его казнь, кстати, была назначена за месяц до фактической расправы. Адвокат тогда проводил пресс-конференцию на Пречистенке, следить за ним отправили Коршунова. Но он сцепился в идеологическом споре со сторонниками адвоката и вынужден был ретироваться, попав в объективы фотокамер. В общем, когда Станислав Маркелов через месяц снова назначил там же, на Пречистенке, пресс-конференцию, его участь была предрешена. Как и участь журналистки Анастасии Бабуровой, ставшей случайной жертвой. Обоих расстреляли из пистолета прямо среди бела дня.

А что же наш "ботан" Илья Горячев? Все эти годы он старался с борновцами не светиться. Продвигал свой "Русский образ", с удовольствием комментировал растущее напряжение в межнациональном вопросе. Во многих случаях именно он подбирал будущих жертв и даже находил их контактные данные и фотографии. 

Илья Горячев, по версии следствия, и был идеологическим руководителем группировки, хотя поначалу пытался свалить всю вину на подельников. Фото: Антон НОВОДЕРЕЖКИН/Фото ИТАР - ТАСС 

"Сделать наверняка"

Роль горячевской направляющей следствию и суду еще предстоит изучить. Если бы не "ботан", Маркелов и Бабурова могли бы жить до сих пор. Евгения Хасис рассказала следователям, что именно глава "Русского образа" выудил из Сети сообщение о второй пресс-конференции и переслал ее Тихонову с пометкой: "В этот раз надо сделать наверняка". Тихонов расстроился, но сказал: "Деваться некуда, надо идти". И взял подругу на дело с собой в качестве разведчицы.

Почему деваться некуда? Горячеву как-то удалось убедить Тихонова в том, что именно его указания - залог успешного выполнения всего глобального плана. Боевики БОРНа лили кровь, а Горячев поднимался по общественной лестнице. "Русский образ" расширял влияние. Горячев всеми силами старался показать, что за ним стоят влиятельные люди. С 2006 года Тихонов был в розыске и бегах, а Горячев убеждал его, что со временем сможет замять дело.

Сохранить ферзя

Жил Горячев, по словам Хасис, все богаче и богаче. Он снимал просторную квартиру в центре, ужинал в дорогих ресторанах и периодически подкидывал нелегалам "на жизнь". Он постоянно говорил, что вот-вот выйдет на обильное финансирование, и хвастал, что собирается усидеть на двух стульях - на виду изображать подконтрольного и безобидного теоретика, а на деле - играть собственную жестокую партию. Что в этом правда, кто его покровители? В показаниях проскальзывает имя одного из функционеров движения "Наши". Но среди фигурантов дела его нет - ни в свидетелях, ни в обвиняемых.

Когда следователи вышли на Тихонова с Хасис и пришли с обыском к Горячеву, тот сразу всех сдал. Наверное, хотел пожертвовать пешками и сохранить ферзя - себя. "Ботан" так старательно играл случайного свидетеля, что ему на какое-то время поверили. Но позже, когда уже совсем запахло жареным, Горячев сбежал в Сербию. Осенью прошлого года его экстрадировали.

КСТАТИ 

Наказал себя сам

- Страшно даже предположить, сколько еще могло быть жертв, если бы БОРН не остановили, - говорит адвокат Ильнур Шарапов. Он представляет интересы семей убитых Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского. По его словам, родные погибших даже боялись участвовать в процессе - опасались мести националистов.

- Насколько оправданны такие опасения? - спросил я. - Остались ли в Москве подобные банды?

- Надеюсь, нет, - сказал Шарапов. - Националисты, футбольные фанаты есть. Они могут подраться, избить кого-то. Но готовых целенаправленно убивать - таких единицы. Тихонов многим предлагал принять участие в проекте БОРН. И большинство отказывалось. Нет, говорили, убивать не будем.

А тех, кто не отказался, в ближайшие дни будут судить в Московском областном суде. А вот отморозок Алексей Коршунов, отрезавший голову живому человеку, уже наказал себя сам: он сбежал в Украину и подорвался на собственной гранате во время утренней пробежки - граната лежала у него в поясной сумке. Так, на всякий случай.