Карачун: черная гора украинских вертолетчиков

В течение месяца в одном месте армия потеряла две боевые машины и 21 военнослужащего.

Фото: соцсети

Еще полгода назад для жителей Славянска и Краматорска гора Карачун, расположенная между этими двумя городами, была одним из самых известных туристических мест. Сюда местные возили гостей точно так же, как и на знаменитые соляные озера на Славкурорте. Впрочем, в первые дни противостояний в Славянске стало ясно: если для жителей Карачун - одна из, скажем прямо, немногих достопримечательностей, то для военных - важнейший стратегический объект. 

Это господствующая  здесь высота, находящаяся в приблизительно равном удалении  как от Славянска, так и от Краматорска. Почему Карачун стала такой точкой преткновения для бойцов обеих сторон? 

- Большая возвышенность в 167 метров, с которой открывается вид сразу на два города, - лакомое место и для военных, и для ополченцев. К тому же гора расположена недалеко от населенных пунктов - видны въезды и выезды из обоих городов, также с нее можно контролировать движение по одной из главных дорог области - трассе Н20 Славянск - Донецк - Мариуполь. Плюс ко всему на вершине - телерадиопередающий центр,  - пояснил военный историк Сергей Фомин.

Это  значит, что все территории вокруг отсюда легко простреливаются. С самого начала АТО ее заняли украинские войска.  И с тех пор здесь ежедневно слышны выстрелы.  И обе стороны несут потери.  Но если ополченцы, находящиеся  у подножия, имеют возможность для маневра и пользоваться  преимуществом "зеленки", то регулярные войска ограничены в возможности передвижения и, по сути, заперты на горе. Чуть ли не единственная возможность доставить сюда подкрепление и продукты - с помощью вертолетов. Чем и пользуется противоборствующая сторона, постоянно обстреливая боевые машины. 29 мая ополченцы сбили Ми-8 Нацгвардии - тогда погибли 12 человек, включая генерала-майора Сергея Кульчицкого, во вторник, 24 июня, снова Ми-8 с 9 пассажирами на борту, все они погибли.  Обе машины ополченцы сбили из ПЗРК прямо на взлете при возвращении  с горы Карачун. 

Официальной статистики, сколько вертолетов потеряла армия за все время антитеррористической операции, с 15 апреля, нет. Впрочем, только по сборным данным, "Комсомолка" насчитала как минимум 7  сбитых "вертушек". 

Наши бойцы заперты на горе. Фото: Reuters

КОНКРЕТНО

Потери вертолетов в ходе АТО 

25 апреля - Ми-8*  на аэродроме Краматорска - в вертолет, стоявший на взлетной полосе, попали снарядом, произошел взрыв, жертв нет.

2 мая - два Ми-24** в Славянске - один пилот был убит, второго взяли в плен.

5 мая - Ми-24 над Славянском - вертолет упал в реку, погибших нет.

29 мая - Ми-8 над горой Карачун - погибли 12 человек - шесть бойцов Нацгвардии, включая экипаж вертолета, и шесть - спецподразделения МВД. Один "гвардеец" выжил. На борту был генерал-майор Сергей Кульчицкий.

22 июня - Ми-8 в Змиевском районе Харьковской области - погибли 3 человека.

24 июня - Ми-8 снова над Карачуном - погибли 9 военнослужащих, в том числе 3 члена экипажа

Ми-8* - военно-транспортный вертолет, в народе - "корова". Был разработан в начале 60-х годов, запущен в производство - в 1965-м. Экипаж - 3 человека. Число пассажиров - от 24 до 28 в зависимости от комплектации. 

Ми-24** - боевой вертолет, в народе - "крокодил". Стал первым советским и вторым в мире специализированным вертолетом. Запущен в производство в 1971 году. Экипаж - 2-3 человека. Число пассажиров - до 8. 

СПРАВКА "КП"

Гора Карачун - памятник природы местного значения. Высота вершины составляет 167,6 метра. В 1976-1979 годах на Карачун-горе был построен телерадиопередающий центр с мачтой высотой 222 метра, который соседствует с меловым карьером. У подножья протекает река Сухой Торец. В переводе с тюркского "карачун" означает "черная смерть". Это название, предположительно, связано с тем, что из-за своего господствующего положения гора помогала первым поселенцам защищаться от набегов половцев. Позднее тут располагались казацкие дозоры - сверху открывается обширная панорама.