Когда упаковки были большими...

Производители снижают вес продукции, чтобы содрать с нас побольше.

- А для меня любая шоколадка - огромная! Фото: Thinkstock

Времена, когда шоколадки продавались 100-граммовыми плитками, а крупы - килограммовыми пачками, постепенно уходят в прошлое. Производители все чаще уменьшают вес упаковок, оставляя цены прежними, а то и снижая ценник на несколько копеек. В результате мы платим на 10-20% больше, хотя уверены, что делаем выгодную покупку.

Нелегкий выбор

Снизить вес шоколадной плитки или поднять цену? По словам исполнительного директора Международной организации какао Жан-Марка Анга, с таким нелегким выбором столкнулись производители шоколада. Эксперты почти не сомневаются: выбор будет сделан в пользу уменьшения размеров при сохранении прежних цен.

Это судьбоносное для шоколадных магнатов решение примут уже в ближайшее время, ведь на мировом рынке какао наступил очередной дефицит. Его основной причиной стал зарождающийся средний класс в Индии, Китае и России, представители которого массово переключились на шоколад. По данным издания Financial Times, потребление какао-продуктов в этих странах увеличивается более чем на 10% в год. Издание приводит цифры: в целом в Азии за последние пять лет спрос на шоколад вырос на 29%, а в Европе снизился на 1%. При этом производство какао осталось фактически на прежнем уровне.

Маленькие хитрости больших производителей

Справедливости ради отметим, что для украинцев в этом вопросе мало что изменится, ведь 80-граммовые и даже 65-граммовые шоколадные плитки для нас уже давно не редкость. Та же история с целым рядом других продуктов.

Так, порция мороженого, которая раньше практически повсеместно весила 100 г, теперь очень редко дотягивает до круглой цифры: в ходу порции по 90, 80, 75 и даже 60 граммов. Расфасованные крупы, макаронные изделия, сахар тоже все чаще продаются в пакетах по 900, а то и по 800 граммов. Пачка сметаны, которую мы по привычке считаем полукилограммовой, теперь нередко бывает и 450 грамм. А вместо литра молока или подсолнечного масла все чаще попадаются бутылки с 0,9 л и даже с 0,88 л!

- В данном случае производитель прибегает к уловке так называемого псевдоснижения цен, когда стоимость уменьшается  с помощью уменьшения веса фасованного товара, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - При этом хотя емкость и заявлена на упаковке, потребитель зачастую не обращает на это внимание, поскольку знает, что традиционный объем бутылки масла - 1 литр, а вес пакета гречки - 1 кг.

Фактически это обманом не назовешь, ведь производитель честно указывает вес и объем продуктов.

Однако, говорит эксперт, если это и не откровенная ложь, то уж точно хитрость. Ведь производители пользуются тем, что люди привыкли к килограммовым пачкам и литровым бутылкам. Поэтому, во-первых, далеко не все покупатели вспоминают, что теперь на упаковке нужно искать вес продукта. Во-вторых, не каждый человек сможет с ходу прямо у прилавка посчитать, что выгоднее: 900 граммов крупы за 14,40 грн. или, например, 800 граммов за 12,96 грн. (подсказка от "КП": в первом случае килограмм крупы стоит 16 грн., во втором - 16,2 грн.). 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

На уловку чаще всего попадаются пенсионеры

- Невнимательность - это черта именно нашего украинского потребителя, - отметила психолог Марина Деркач. - Опросы раз за разом показывают, что люди обращают внимание на дизайн, цвет, форму упаковки и только в последнюю очередь на то, что на ней написано. Единственная надпись, которая не оставляет нас равнодушными в супермаркете, - это цена. Особенно часто на уловку псевдоснижения цен попадаются пенсионеры, несмотря на то что считаются наиболее бдительными покупателями. Зрение у них уже не то, да и теряются они при существующем обилии товаров. К тому же именно пенсионеры одержимы идеей купить хотя бы на 20 копеек да дешевле. И при этом они не замечают, что эти 20 коп. "экономии" не могут компенсировать 10-20% недостающего веса.