Чехарда с конституцией

День Конституции отмечают согласно дате принятия действующего Основного закона. Но еще до 1996 года киевляне были свидетелями введения нескольких различных Конституций.

Проект сессионного зала Верховной Рады УССР. Архитектор В. Заболотный, 1936 г.

Закон-однодневка

Впервые в Киеве официальное обсуждение и принятие конституционного документа состоялось в апреле 1918 года. В те дни город на Днепре был столицей Украинской Народной Республики, территорию которой фактически оккупировали немецко-австрийские войска. Однако в надежде на лучшее будущее Украинская Центральная Рада на своих собраниях на улице Владимирской, 57, готовила Основной закон УНР. 29 апреля он был принят. 

Согласно Конституции УНР должна была стать парламентской республикой. Ее верховным органом провозглашались "Всенародні Збори", избираемые всенародным, прямым, равным и тайным голосованием (гражданская зрелость наступала в 20 лет). Широкие полномочия давались местным органам и регионам, а также отдельным национальностям, которые могли созывать свои "Національні Збори".

Однако буквально в тот же день, 29 апреля, состоялся государственный переворот, приведший к власти гетмана Павла Скоропадского. Центральная Рада была навсегда распущена. Первая Конституция, принятая в Киеве, так и осталась лишь на бумаге.

Между прочим, с этими событиями связан миф о том, что Центральная Рада тогда же якобы избрала своего председателя Михаила Грушевского президентом Украины. Такое утверждение широко распространено; мемориальная доска на фасаде "красного корпуса" университета в честь Грушевского прямо называет его "першим президентом України". Но как не раз отмечалось, миф основан на недоразумении. Ни в одном из документов Центральной Рады не говорится о введении института президентства.

Доска-недоразумение: памятный знак на фасаде университета в честь "президента Грушевского".

Что такое "по рогам"

Советскую власть в Украинской ССР на первых порах олицетворяли Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов - инструмент "диктатуры трудящихся". Центральным органом Советов был Всеукраинский центральный исполнительный комитет (ВУЦИК). Их деятельность определялась как первой Конституцией УССР 1919 года, так и второй 1929-го (учитывающей наличие СССР и союзной Конституции). Принимали эти основные законы в Харькове - столице республики до 1934 года.

Но вот в декабре 1936-го в Советском Союзе появилась новая, так называемая сталинская Конституция. Сразу же опубликовали проект измененного Основного закона Украинской ССР. Здесь речь уже шла о власти "трудящих міста і села в особі Рад депутатів трудящих", а высшим органом становилась Верховная Рада. В январе 1937-го на чрезвычайном XIX съезде Советов Украины очередная республиканская Конституция была утверждена. Состоялось это событие, к слову, в зрительном зале Киевской оперы. Ведь в помещении ВУЦИК, который с 1934 года занимал Мариинский дворец, просто не нашлось достаточно вместительной аудитории. Однако к тому времени уже было решено выстроить новое специальное здание для будущего украинского парламента. Проект его сессионного зала, разработанный архитектором Владимиром Заболотным, журнал "Соціалістичний Київ" поместил в том же номере, что и проект будущей Конституции.

Основной закон заверял население республики, что "всі громадяни УРСР, які досягли 18 років незалежно від расової і національної приналежності, віросповідання, освітнього цензу, осілості, соціального походження, майнового стану та минулої діяльності, мають право брати участь у виборах депутатів і бути обраними...". Это звучало заманчиво: в прежние времена многие жители Украины, скомпрометированные "чуждым" происхождением или неудачными страницами биографии, относились к так называемым лишенцам (лишенным избирательных прав). Однако статья "сталинской Конституции" заканчивалась оговоркой: "...за винятком божевільних і осіб, засуджених судом з позбавленням виборчих прав". Реалии 1937 года показали, что осудить и поставить вне закона можно практические любого гражданина. Судебные приговоры, помимо лишения свободы, предусматривали еще и определенный срок "поражения в правах". Тогдашний сленг быстро нашел для этого выразительную формулировку: столько-то лет "по рогам".

Под куполом Рады

Со времени постройки парламентского здания конституционные предначертания связаны именно с сессионным залом под куполом. Здесь в апреле 1978-го была одобрена очередная советская Конституция УССР. По аналогии с союзной Конституцией она содержала 6-ю статью, в которой говорилось о "руководящей и направляющей силе советского общества" - Коммунистической партии. 

24 августа 1991 года здесь же был утвержден Акт о независимости Украины. А в ночь на 28 июня 1996-го в зале Верховной Рады приняли действующую Конституцию нашей страны. По воле общества упоминание о роли Компартии было оттуда выброшено. Теперь, правда, мало связаны с реальностью некоторые другие конституционные нормы - например, гарантии бесплатной медицинской помощи или бесплатного образования... 

Кстати

Карикатуры с разрешения цензуры

Киевские открытки-карикатуры 1905 года: "Свобода совести"

В царской России - самодержавной монархии - официальной Конституции не существовало. Однако в октябре 1905 года Николаем II был утвержден известный "Манифест об усовершенствовании государственного порядка", который привлекал к законодательной деятельности парламент (Государственную Думу), расширял избирательные права граждан империи и "даровал населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". В обществе многие восприняли его как конституционный документ.

"Свобода слова"

Впрочем, на этот счет особенно не обольщались. Говоря о "Конституции" 1905 года, чаще всего применяли эпитет "куцая". И действительно, немногочисленные права и свободы, дарованные монархом, повсеместно и грубо нарушались. Это служило поводом для язвительных насмешек. Так, спустя считаные недели после публикации манифеста сразу несколько киевских типографий - Кушнерева, Нахмановича, 1-й артели печатного дела - выпустили серию открыток-карикатур, на которых в сатирическом освещении были показаны обретенные "права и свободы". К примеру, "свободу слова" олицетворяла сварливая жена, распекавшая мужа, "свободу совести" - погромщик с дубиной, гнавшийся за евреем, "свободу собраний" - вольное посещение гражданами интимных мест общественного пользования. Была затронута и "свобода печати" - напрямую манифест ее не упоминал, но она сама собой подразумевалась как составная часть свободы слова. Ее карикатурным символом стал алкоголик, обдиравший сургучную печать с пробки на "казенной" бутылке. 

"Свобода печати"

Но любопытно, что выход в свет этих почтовых карточек стал примером кратковременного торжества подлинной свободы печати. Ведь поначалу, когда цензорские службы несколько растерялись от нововведений, издательства поспешили воспользоваться моментом. На обороте каждой из упомянутых киевских открыток 1905 года стояла пометка: дозволено цензурой такого-то числа.