Харьковчане скупают вышиванки для свадеб, выпускных и крестин

Украинская народная одежда набирает популярность среди горожан, поэтому "Комсомолка" выясняла, в чем особенность слобожанских сорочек, и какие тайные символы зашифровывали в одежде наши предки.

Фото: предоставлено Артемом Буружьянцем.

Слобожанской вышивкой владеют единицы

Щегольнуть собственным колоритом вышиванок, техникой, богатством орнамента и неповторимостью цветов может каждый регион. Даже в крое одежды есть особенности, уверяют мастерицы и подчеркивают: история слобожанской вышивки зародилась в XVII веке, когда заселялось Дикое поле. Причем в результате заимствования у переселенцев выработался новый стиль, самое большое влияние на который оказала соседняя Полтавщина. Именно поэтому местные рукодельницы чаще всего украшали изделия растительными символами - древом жизни и геометрическими орнаментами с земледельческими подтекстами. Считается, что орнамент - закодированная история жизни.

- Повлиял Полтавский регион, где в основном вышивали красным и красно-черным по белому, а также отдавали предпочтение пастельным тонам - голубому, желтому, коричневому, и на нашу цветовую гамму, - приоткрыла секрет заведующая отделом народного искусства Слобожанщины Харьковского художественного музея Ольга Евсеева. - В то время мастерицы вышивали мережками, счетными, стебельчатыми, петельчатыми швами.

Начинали учить этому непростому рукоделию, как только девочка могла иголку взять в руки, чтобы успела приготовить себе приданое. Юная мастерица к замужеству должна была обшить праздничными и обыденными сорочками, юбками, рушниками не только себя, но и будущих родственников. По словам Евсеевой, самые яркие костюмы были у молодых девушек и парней, а вот пожилые люди в основном носили белые сорочки, где, по традиции, было совсем немного вышивки. Причем в зажиточных семьях верх рубашки был из тонкой ткани, а низ пришивался из более грубого полотна. Все части сшивались вручную. Традиционно вышивали рукав, манжет, горловину и подол.

К слову, вышивка крестиком появилась в Украине только в ХIХ веке. Данная техника стала очень популярной после того, как предприимчивые дельцы из фирмы "Броккар и Ко", торговавшей мылом, стали наносить на упаковки схемы для вышивания крестиком. Затем орнаменты для дамского рукоделия начали печатать в журналах. В итоге броккаровская техника широко распространена до сих пор, а вот техникой слобожанской классической вышивки сегодня владеют лишь единицы.

Фото: предоставлено Артемом Буружьянцем. 

Ищут рубахи с узором "коловорот"

Традиционная украинская одежда гармонирует с современной, отмечают продавцы национальных костюмов. Не во всех государствах одежда предков смотрится так хорошо, как у нас. В качестве экспериментальных моделей в городе можно найти даже пиджак или юбку современного кроя с вышивкой. Также в моде – сумочки с украинскими мотивами.

- У нас покупают вышиванки целыми семьями, - поделился наблюдениями предприниматель Артем Буружьянц. - Часто заказывают вышитые платья для невест, выпускниц или просят оригинально украсить вечерний наряд. В продаже были даже распашонки с вышивкой, которые брали младенцам на крестины.

Предпочтение харьковчане отдают красно-черной классической гамме - она символизирует жизнь, любовь и счастье. Продавцы подчеркивают, что вышитая синими нитками сорочка укрепит здоровье, желтыми - принесет благополучие, зелеными – богатство. Вышивка белым символизирует чистоту и невинность, а розовым - мечты. Интересует людей, и что обозначает тот или иной узор. К примеру, калина – это древо рода, виноград - создание семьи, лилия – девичья невинность.

- Изделия с машинной вышивкой стоят от 250 грн, а ручная работа - от 500 грн, - говорят продавцы. - В последнее время начали спрашивать рубашки с узором "коловорот" или свастикой – древним символом солнца, который в свое время посоветовали Гитлеру. Также интересуются покупатели косоворотками.

В ТЕМУ

Оберегала от сглаза и помогала найти невесту

Просто ради красоты предки не стали бы украшать ни одежду, ни предметы быта, считает краевед Михаил Красиков. В те далекие времена наши праотцы перво-наперво вкладывали в вещи обереговый смысл и привлекали при помощи орнаментов благополучие. Была магическая подоснова и у вышивки. Считалось, что нечистая сила не сможет завладеть человеком, у которого одежда в районе груди, ворота, рукавов и подола украшена орнаментом из ниток.

- Сварга или свастика - это знак солнца, а ромб - поля. К примеру, такой рушник призывал хозяевам дома урожай, благополучие, богатство, - расшифровывает значение символов Михаил Михайлович. - А вот на свадебных атрибутах всегда изображали деревья или цветы - прообраз мирового древа, которое структурирует мир, птиц - счастливых посланников богов.

Причем сам процесс вышивки был чрезвычайно важен в сельской жизни. По словам Красикова, именно на вечерницах, где девушки занимались рукоделием, парни могли выбрать себе невесту, которая в будущем была бы ему не только верной подругой, но и хорошей матерью, умелой хозяйкой. Юноше нужно было заговорить приглянувшуюся девушку и взглянуть на изнанку ее вышивки - нет ли там узелков и лишних ниток. Говорили, что если с обратной стороны вышивка запутанная и некрасивая, то у хозяйки - очень непростой характер. Даже маленькие девочки тогда понимали: если не соберут к 15 годам скрыню с приданым, то замуж никто не возьмет. Затем часть вышитого раздаривалась на свадьбе гостям, а когда невестка переезжала в семью мужа, ее сорочки и рушники развешивали по всей хате, демонстрируя родственникам и соседям ее искусство.

- А когда в семье рождался ребенок любого пола, то его первым делом заворачивали в отцовскую сорочку. Так отец брал некрещеного малыша под свою защиту, после чего кроху клали на печь-матушку, - вспоминает Красиков. - А чтобы защитить детей от сглаза или порчи, ребенка умывали помоями, а затем мать вытирала его лицо подолом своей нижней сорочки - пеленой.