Доктор, я у вас первый?

Неопытным выпускникам медвузов запретят самостоятельно лечить пациентов.

Пока что медики прямо со студенческой скамьи идут спасать жизни. Фото: thinkstockphotos

Когда у нас была "самая бесплатная в мире" медицина, пациентов меньше тревожило, что у врачей - "самое бесплатное образование". Сейчас же, оплачивая счета в частных клиниках и негласные тарифы в государственных, мы хотим знать, поможет ли врач за эти деньги или напишет рецепт под копирку. Медики без опыта фактически учатся на первых клиентах. "Комсомолка" узнавала, как с этим собираются бороться. 

Волшебники-недоучки 

Самое экстремальное воспоминание в моей жизни - когда настигла настолько острая зубная боль, что я обратилась в первую попавшуюся клинику. И оказалась одной из первых клиенток юного стоматолога, о чем она поведала, когда я уже сидела с раскрытым ртом. Девушка маялась не меньше, чем я, роняла инструменты и задала потрясающий вопрос: "Чего ж у вас зубы так неудобно растут?"

Но это еще что! Когда подруга-кардиолог заболела пневмонией и вызвала на дом врача, юная участковая путала названия антибиотиков, а услыхав, что перед ней коллега, с облегчением сунула больной бланк рецепта: выпишите его себе сами. 

Не зря старая песенка, в которой жертвы недоучек "плачут и говорят: что с нами сделал ты?", негласно считалась песенкой о молодых врачах. 

- В большинстве развитых стран диплом врача - документ почти промежуточный, не дающий права самостоятельно работать, - поясняет кандидат медицинских наук Наталья Савчук. - Ведь  изучить теорию - только начало. Лишь многолетняя специализация (обучение азам профессии на практике) и получение лицензии дают доступ к практике. 

В Украине также решили реформировать последипломное образование медиков по западному образцу. 

Привет от интерна Лобанова

В украинских реалиях врач-куратор не имеет решающего влияния на карьеру своих интернов. Фото: Кадр из фильма

Как набираются опыта выпускники медвузов сегодня?  Большинство - в годичной интернатуре. По самым сложным направлениям (например, хирургии) есть более длительная и углубленная ординатура. 

Как пояснили в Национальной медакадемии последипломного образования им. Шупика, интерны учатся очно на кафедрах циклами в несколько месяцев. Осваивают одну из 34 специализаций. В остальное время - работают по распределению под руководством опытного врача. Система досталась нам в наследство еще с советских времен, поэтому представить ее можно по сериалу "Интерны". Итак, наставник Быков почти не может повлиять на будущее недалекого интерна Лобанова. Потому что сдавать экзамен и получать документ он будет по месту учебы. В крайнем случае - пожаловаться преподавателям. Но наставник ничего не решает! Хотя в других странах от его мнения во многом зависит, получит ли молодой врач лицензию. 

В некиношной реальности еще проще: многие интерны работают лишь на бумаге. По неофициальным данным, только 10% вчерашних студентов на самом деле стажируются. Да и тех нередко используют в роли медперсонала, а опыт, полученный в допотопных больницах, далек от современных методик. 

В Украине интернатуру планируют отменить. 

Среди врачей появятся… резиденты 

Как будут учить врачей по-новому? По словам министра здравоохранения Украины Олега Мусия, введут трехлетнюю резидентуру - обучение практическим навыкам по избранной специализации в университетских клиниках. Набирают в ней не только часы теории, но и количество выполненных манипуляций (обследований на современной диагностической аппаратуре, операций). "Готовенький стоматолог" уже должен провести столько-то удалений зубов и поставить определенное количество пломб - под присмотром профессоров. Тех самых, которые будут принимать у него сложные практические экзамены. 

Опыт нужен и общемедицинский. "Рядовой" невролог обязан не только разбираться в консервативном лечении, но и познакомиться с азами сосудистой хирургии. Гастроэнтеролог - освоить самые простые лапароскопические операции на желудочно-кишечном тракте. Заниматься этим ему не придется, но эти навыки помогут различать болезни "не на словах". По самым сложным специализациям придется доучиваться отдельно в ординатуре. 

Пугает одно: как бы и это начинание не превратилось в формальность. Ведь пока университетских клиник не хватает - там могут найти места лишь для 5-10% выпускников медвузов. Так что переходить к обучению по-новому будут поэтапно. Сначала стать резидентами смогут лишь лучшие из лучших. 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Меньше верим - больше платим 

Недоверие пациента к лечащему врачу снижает шансы на выздоровление, поясняет психотерапевт Елена Гридасова. Во-первых, вера в победу над болезнью позитивно влияет на иммунитет человека. Во-вторых, согласно исследованиям, в 90% случаях лечение будет ненадлежащим, так как больной неточно выполняет предписания или меняет их (так поступают трое из четырех пациентов). 

А что делать, если требуется операция или длительное лечение, а доверия к врачу нет? Допустим, найти профессионала не получается: поздно что-то менять, выбор в поселке или городке ограничен и т. д. Тогда снять тревогу больные пытаются… деньгами. Чем больше подозрений вызывает врач, тем пухлее будет подсунутый конвертик, чтобы был внимательнее, уделил персональное внимание, посоветовался с коллегами. Парадокс: чаще у нас платят не за квалификацию, а за ее отсутствие.

На Западе у резидентов лечатся те, кто решил сэкономить: пациент оплачивает лишь 50% стоимости лечения. И это при том, что врачебные ошибки сведены к минимуму, ведь рядом с будущими врачами - опытные наставники. 

ВАЖНО

Экстренную помощь освоит каждый 

Нововведение, которое уже ввели в медвузах и интернатурах: всех будущих врачей обучают, как помогать в экстремальных ситуациях. 

- Странно, что большинство молодых медиков сегодня не умеют помогать при стихийных бедствиях, авариях, боевых действиях, - считает киевский терапевт с 30-летним  стажем Тамара Нагульняк.  - За последние неспокойные месяцы не раз видела, как  пожилые коллеги помогали раненым, а молодые терялись, не имея  навыков. Как можно всерьез воспринимать клятву Гиппократа, если врач в некоторых случаях просто не умеет помочь? Пусть он кардиолог на отдыхе, а рядом кто-то тонет и его надо откачать - разве не ответственность это медика в первую очередь? 

А КАК У НИХ?

20 лет - до первой работы

Знаете, почему у медиков за границей почтенный вид? Во многих странах надо столько учиться, что узкопрофильного врача моложе 40 лет быть не может. 

 

КСТАТИ

У профессионализма есть срок годности

Пациентов не очень взволновала новость о том, что после реформ врачам придется получать лицензии. А вот идея сделать их со сроком годности, как принято во многих странах,  касается нас всех куда ближе. Кто не сталкивался с старушками-терапевтами, назначающими допотопные медикаменты и явно отставшими от жизни? 

Если лицензия выдана на 10-15 лет, после этого срока врач должен вновь сдать экзамен, подтвердив свою квалификацию. Вопросы обязательно касаются и современных наработок - так что специалистам поневоле придется идти в ногу со временем. 

Реально ли это? В Украине каждый второй врач - предпенсионного или пенсионного возраста. Может, некоторые дадут  фору молодым, большинству же будет трудно сдавать экзамены в солидном возрасте. Пессимисты уверены: либо лицензии будут выдавать "пожизненно", либо экзамены проводить "для галочки". Оптимисты же верят, что в медицину подтянется "молодая поросль".