Охотник за нацистами Эфраим ЗУРОФФ: Оккупацию Эстонии пережили всего 7 евреев

Шеф израильского отделения Центра Симона Визенталя обвиняет страны Балтии в возрождении гитлеровских традиций

Эстонские полицаи на марше...

Прошло уже 16 лет, с тех пор как Литва, Латвия и Эстония стали независимыми государствами. Теперь они отреклись от советского наследия, вступили в НАТО, ЕС и, казалось бы, должны разделять основные ценности своих западных партнеров. Однако не все так просто. В то время как Европа и США вроде бы вполне однозначно определились со своим отношением к нацизму и его преступлениям, страны Балтии сейчас стали самым благодатным местом для доживающих свой век гитлеровцев и их современных поклонников. Чего только стоят ежегодные сборища бывших эсэсовцев в Риге и Таллине, эстонская «военно-историческая» игра «Эрна» по местам боевой славы нацистов, а также снос памятников советским воинам в Эстонии. Запад на эти «шалости» по большому счету глаза пока закрывает. А может, это лишь на российский взгляд в Прибалтике происходит что-то не то?

Недавно в Москве побывал глава израильского отделения Центра Симона Визенталя, главный охотник за нацистами Эфраим ЗУРОФФ. Мы попросили его прокомментировать ситуацию в балтийских республиках. 

«Эскадроны смерти» из стран Балтии

- Господин Зурофф, вы почти 30 лет ловите нацистов по всему миру и привлекаете их к суду. Прибалтийские страны сейчас обвиняют в возрождении нацизма. Справедливы ли упреки?

- Да, пронацистские настроения в ряде стран Восточной Европы действительно растут. Надо помнить, что в нынешних государствах Балтии местные коллаборационисты в годы войны непосредственно участвовали в геноциде евреев, цыган, людей других национальностей. Причем в большинстве случаев делали это совершенно добровольно. К тому же именно из прибалтийских стран карательные отряды из местных жителей отправлялись в другие регионы уничтожать мирное население.


 

...их парад в Таллине принимают глава местного самоуправления Х. Мяэ (крайний слева) и высшие чины немецкой администрации.

- Этому есть свидетельства?

- За примерами далеко ходить не надо: литовские «эскадроны смерти» - десятки тысяч убитых в Белоруссии; латышская полиция «Арайс» - 30 тысяч убитых евреев в самой Латвии, карательные экспедиции против партизан и мирных жителей у себя дома и в Белоруссии; эстонский 36-й полицейский батальон - массовые убийства в белорусском городе Новогрудок...

Рай для нацистов

- В советские времена многие каратели там успели понести наказание...

- Пока эти государства входили в состав СССР, нацистских преступников преследовали. Обретя независимость, страны Балтии получили шанс самим разобраться со своим прошлым. Но первое, что они сделали - освободили всех, кто был осужден советскими судами, включая пособников гитлеровцев. С тех пор ни один из нацистов там не был осужден.

- Их там вообще теперь не привлекают к ответу?

- Процессы были, но не по инициативе местных властей, а по просьбам нашего Центра. Но закончились они ничем. В Эстонии, например, до сих пор спокойно себя чувствует гестаповец Михаил Горшков. Нацистского пособника, а ныне миллионера Харри Мяннила эстонские власти тоже не хотят преследовать, и он спокойно курсирует между своей родиной и Латинской Америкой, где долгое время скрывался. Теперь он, кстати, вкладывает в эстонскую экономику немалые средства... А вот я стал самым нежеланным гостем в Прибалтике.

Европа хранит молчание

- Как на все это реагирует Запад?

- То, что происходит в странах Балтии сегодня, - прямое следствие безразличия Европы. Правительства прибалтийских государств увидели, что освобождение нацистских преступников сошло им с рук. Теперь они уже вовсю фальсифицируют историю, восславляют гитлеровских подручных...

Когда им очень хотелось попасть в НАТО и ЕС, были приняты дни памяти жертв нацизма. Но стоило получить заветный «пропуск», как на пьедестале почета оказались палачи, а не их жертвы. Как ни странно, но Европа, пострадавшая от нацизма больше всех, нам помощи почти не оказывает. Активно преследуют преступников США и, естественно, Израиль.

- А от России помощь есть?

- В России, насколько нам известно, ни одного нашего «клиента» не скрывается. Но ваша страна могла бы очень сильно помочь с доказательной базой - у вас огромное количество документов, по которым можно выявить еще прячущихся от правосудия нацистов.

Операция «Последний шанс»

- Обычно местные еврейские диаспоры активно подключаются к разоблачению нацистских преступников. Как с этим обстоит в Прибалтике?

- Никак. В той же Эстонии, например, диаспора сейчас значительно меньше, чем была до войны (там всего семеро евреев пережили гитлеровскую оккупацию, а сейчас их насчитывается около 3,5 тысячи). Но, кроме этого, общины во всех трех странах слишком запуганы фактически антисемитской государственной политикой, чтобы высказывать прямо свои претензии к властям. Иногда доходит и до того, что еврейская община просит Центр Симона Визенталя «не осложнять им жизнь» преследованием нацистов!

- Несмотря на эти сложности, работа вашего Центра продолжается. Какие у вас перспективы?

- Мы не теряем надежды, что те, кто совершал преступления против мирных жителей во время войны, понесут заслуженное наказание. Правда, времени у нас осталось немного - еще не отловленные нацисты могут спокойно умереть от старости. Поэтому сейчас мы проводим операцию по поиску этих преступников - «Последний шанс». И любой человек, который что-то знает о затаившихся нацистах, может за вознаграждение сообщать нам о них. Подробнее об этой операции можно узнать по адресу http://www.operationlastchance.org/.


 

Историк и специалист по поиску нацистских преступников Эфраим ЗУРОФФ

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Историк и специалист по поиску нацистских преступников Эфраим ЗУРОФФ родился в 1948 году в США, в 1970 году он переехал в Израиль. В 1978 году его приглашают в Центр Симона Визенталя в Лос-Анджелесе, занимающийся поиском нацистских преступников по всему миру. Затем он собирал в Израиле материалы для уголовного преследования нацистов, скрывавшихся в США. В 1986 году Зурофф возглавил израильское отделение Центра Симона Визенталя, уже имея на счету сотни разоблаченных преступников. В 1994 году вышла его самая известная книга «Профессия: охотник на нацистов».