Осторожно: этика

Воспитать невротика способен предмет, который возвращают со следующего года в школы, если у педагогов и авторов учебников не изменятся подходы.

Научить десятилетних детей корректно спорить и отстаивать свое мнение без драк полезнее, чем рассуждать с ними о смысле жизни. Фото: Антон ЛУЩИК

Воспитывать детей моральными - что может быть прекраснее! Так что сама идея вернуть подобный предмет возражений, очевидно, не вызывает. А вот то, как она будет воплощаться, вызывает немало опасений у родителей. Шутка ли, школьникам будут рассказывать, как различать добро и зло, в чем смысл жизни, что означает быть счастливым (именно так называются разделы учебников по этике). А вдруг понимание учителей и авторов учебников сильно отличается от того, к чему приучают ребенка в семье?

Пока не ясно, будут ли подготовлены новые пособия, учтены перекосы, которые свели на нет доверие к этому предмету. Добро бы материал подавался в старших классах как повод для дискуссий, но десятилетним детям рано спорить на такие темы. Они склонны впитывать все, как губка. 

Полистайте страницы украинских школьных учебников по этике и подумайте, хотите ли вы воспитать у детей качества, которые прививает предмет. 

Скрывать проблемы 

"Что может огорчить окружающих, так это вид несчастного человека рядом. Поэтому, когда вы чувствуете себя несчастным, первая ваша обязанность - сделать так, чтобы об этом никто не узнал", - написано черным по белому в учебнике Оксаны Данилевской и Елены Пометун для 6-го класса. Как при этом научить ребенка своевременно обращаться за помощью, как совместить с профилактикой насилия?

Возможно, авторы хотели уберечь ребенка от излишнего пессимизма, но в получившемся тексте так и читается: до твоих проблем никому нет дела, если тебе плохо - притворяйся благополучным.  

Подавлять эмоции

Все авторы украинских учебников этики преподносят эмоции как что-то неприятное. Да, наверное, импульсивных пятиклассников хотят научить владеть собой. Но разве так? "Отрицательные чувства вредны не только потому, что выглядят комично и оцениваются негативно другими людьми, подрывая ваш авторитет, но и потому что плохо влияют на ваше здоровье. Поэтому человек, заботящийся о своем здоровье, должен научиться держать себя в руках".

По мнению детского психолога Алисы Коробченко, все наоборот: не осознаваемые, сдерживаемые переживания либо "выстреливают" неконтролируемым и опасным гневом, либо "уходят в тело" болезнями. В Украине выросло не одно поколение людей, страдающих от психосоматических заболеваний. Зачем же учить этому детей? 

Ориентироваться на чужое мнение 

Человек не в состоянии самостоятельно познать суть добра и зла, пишут авторы учебников. Чтобы отучиться облизывать пальцы, ходить в грязной обуви по квартире и делать множество других прегрешений, в которых авторы почему-то подозревают юного читателя, они предлагают потрясающий метод. Выбрать человека, которого уважаешь, и представлять, что он постоянно… наблюдает за тобой. Сразу же захочется выглядеть поприличнее! А как вам, взрослые, мысль, что за вами все время наблюдают? Здравствуй, невроз!  

Чувствовать напоказ 

В учебнике этике, как в сказке, "все страньше и страньше". Оказывается, положительные эмоции проявлять можно …так как они производят благоприятное впечатление на окружающих. Ничего себе, все - людям. Но ведь именно так можно вырастить "показушников". В одном из примеров для разбора школьниками девочки весело рассказывают о своих впечатлениях и планах болеющей подруге. Мораль сей басни: их радость обижает ее. Очевидно, одноклассницы должны были сидеть со скорбными лицами. И не надо объяснять этот пассаж воспитанием сострадания! Ведь там не говорится о понимании, поддержке. Акцент: радоваться у постели больной - неприлично. А что, маленькая пациентка не могла порадоваться за одноклассниц? Или горевать предпочтительнее? 

Девочкам думать о замужестве, мальчикам - о карьере

Мамам, которые очень далеки от феминизма, все же странно, в чем авторы видят отличия современных мальчиков и девочек. По их мнению (со ссылкой на безымянного "одного современного психолога"), девочки много болтают о таких мелочах, о которых говорить не стоит, рассуждают о замужестве и о том, будут ли у них дети. Мальчики же в это время состязаются со всеми, кого увидят. Но при этом таким разным одногодкам советуют искать подход друг к другу.

А в другом примере все еще четче: мальчики против участия девочек в викторине, так как те не умеют думать. Юные леди же против одноклассников, так как те - неопрятные и неуклюжие.

Все это расписано ради совета быть терпимыми к недостаткам друг друга. Что остается "в сухом остатке"? Девочки - эдакие дурехи, не способные соревноваться. Думать о семье - "девчачьи заботы". Этика, развивающая комплексы у будущих женщин и приучающая снисходительно думать о браке будущих мужчин. 

Жертвовать своими интересами

"Альтруистов часто признавали святыми". И религиозных людей фраза насторожит: святость определялась иначе. И светских смутит, что "готовность забыть о собственных интересах ради заботы о других" возводят в высшие добродетели. Нет, учить детей взаимопомощи - чудесно! Но разве главное - забыть об интересах? И чудесная иллюстрация: девочка в гостях отказывается от блюд, так как не употребляет их, чем, такая-сякая, огорчает хозяев. Надо было все слопать? 

Определив конфликт как столкновение противоположных интересов, школьникам настоятельно рекомендуют избегать конфликтов, уступать. Не искать компромисс - уступать. А зачем?