Спецоперация в Донецком аэропорту: чтобы спасти собак, войну остановили на полчаса

Три дня заточения беременная лабрадор Стеша выдержала с честью.

Фото: Архив БФ «ПИФ»

В Донецком аэропорту на время прекратили стрелять, чтобы вывезти животных. Подробности операции по спасению хвостатых узнала "Комсомолка".

Война (пусть и официально не объявленная) делает людей жестче. Первобытные инстинкты выходят на передний план. То, о чем талдычили в школе - уступить место, помочь слабому - нафталин, когда речь идет о "месте под солнцем". Как сохранить жизнь себе и близким - вот, пожалуй, единственное, что беспокоит сегодня людей на востоке страны. Потому и случаи, подобные тому, что произошел в Донецком аэропорту, - разрыв шаблона. Настоящее побоище в миллионном городе, стрельба, паника, вместо жилых домов пепелище от снарядов, а какие-то безумцы рвутся в самое пекло… И зачем? Спасти собак.   

Лабрадор Стеша. После "плена" она родила 9 щенков, которых отдадут в хорошие руки. Архив БФ "ПИФ"

Просили и в Донецке, и в Киеве

Все началось с того, что волею случая шестеро служебных псов (овчарки Эра, Рона, Багира, спаниель Динар и два лабрадора Берта и Стефания) оказались заложниками  в человеческих разборках во время зачистки Донецкого аэропорта от активистов "ДНР". 

- Времени на эвакуацию было мало, тут людей бы вывезти. К тому же никто не верил, что все так обернется. Поэтому собаки остались закрытыми в вольерах на территории аэропорта, где начались ожесточенные бои, - рассказывает директор  Донецкого городского благотворительного фонда "Пиф" Виктория Васильева. -  Кинологи тут же забили тревогу - собак ведь фактически оставили на верную смерть! Звонили куда только можно, обратились за помощью и к нам. Каких только людей мы не подключали к переговорам и в Донецке, и в Киеве - от коммунальщиков до политиков. Они просили не называть свои фамилии. Но мы очень благодарны им за помощь.  

Одна из инициаторов спасения Виктория Васильева (директор фонда "ПИФ") с самой взрослой 9-летней "заложницей" - лабрадором Бертой. Фото: Архив БФ "ПИФ"

- Эти собаки вроде наших детей, а Динар вообще мой первый воспитанник. Кормили, растили, воспитывали, а теперь бросить?! Мы места себе не находили с коллегами, - вспоминает старший кинолог Службы авиационной безопасности Международного аэропорта "Донецк" Евгений Жуков.  

"Глупостями занимаетесь!" - казалось бы, должны были отмахнуться командиры воюющих сторон. Вокруг гибнут люди десятками, скорая не может доехать к раненым и забрать тела убитых. Тут уж не до собак. 

- Но неожиданно на третий день боев и с той, и другой стороны нам пообещали сделать коридор, - рассказывает Виктория. - Сказали, что прекратят стрельбу и пропустят только двоих человек. В назначенный час мы приехали в указанное нам место. Сначала был предупреждающий выстрел со стороны военных, потом со стороны ополченцев и - нам дали добро на въезд!

Автоматы отложили на полчаса 

Ехать решились старший кинолог аэропорта Евгений Жуков и водитель "Пифа" Игорь Хоменко.

- Конечно, дома я не сказал, куда еду. Что бы тогда началось… Но после уже обо всем рассказал.  Семья повозмущалась-повозмущалась, но, думаю, мой поступок одобрили, - поделился с "Комсомолкой" Игорь. 

- А я жене до сих пор не рассказал. Кто б меня пустил - дома двое детей. Если прочитают в газете, скажу, что журналисты наврали, - смеется кинолог Евгений. 

Игорь Хоменко, водитель "Пифа", об опасном рейде заранее семье рассказывать не стал. Говорит, не пустили бы. Фото: Архив БФ "ПИФ"

На все про все у спасателей было полчаса. Из защиты только бронежилеты и честное слово бойцов. Каким-то чудом вольеры с собаками не пострадали, хотя рядом, всего в нескольких метрах  - осколки от снарядов, куски арматуры, обгоревшие остатки не пойми чего, разгромленное здание линейной милиции. 

- Ехали, и я не верил своим глазам, еще недавно здесь было все живое, цветы цвели, а теперь словно выжженная пустыня, - вспоминает Евгений Жуков. - Когда мы подъехали, радости собак не было границ - они виляли хвостами, весело лаяли. Умнички. Только открыли вольер, как глядь - все уже расселись в машине и готовы к отправлению, - рассказывает Игорь. 

Но больше всего спасателей поразило то, что собаки не выглядели голодными или обезвоженными. По всей видимости, подкармливать и поить псов приходили из обоих лагерей противников.  И все это - под пулями, убивая друг друга. Но вот на собак рука не поднялась. 

- Псы быстро оправились от пережитого, животные ведь меньше подвержены стрессу, тем более дрессированные псы. Вранье, что они теперь не смогут вернуться на службу и их нужно усыпить. Собаки полностью профпригодны, такое заключение дали ветеринары, - заверила Виктория Васильева. 

Пока аэропорт пустует и "собачьей" работы нет, подопечных разобрали по домам кинологи. Сейчас они на довольствии аэропорта. Палевая лабрадорша Стефания на днях родила девять щенков. Вот-вот ощенится и овчарка Рона.

- Планировали оставить их в аэропорту на замену. Но теперь даже и не знаем, как быть, будем раздавать щенков, но только в хорошие руки, - поделились с нами кинологи. Как только воздушные ворота города откроют, взрослые псы вернутся на свой пост.   

Овчарка Эра. "По службе" - специалист по поиску взрывчатки. Фото: Архив БФ "ПИФ"

В ТЕМУ 

Донецкие питомники переполнены 

Местные защитники животных возмущены - все больше людей решается переехать в другие регионы и при этом бросают своих домашних любимцев на произвол судьбы. Таких испуганных "бродяжек" на улицах Донецка все больше и больше. Городские приюты переполнены.

- Как можно оставить в беде друга? Хорошо, если люди догадываются позвонить к нам, тогда мы убеждаем, что вывезти животное не составляет особого труда -  нужен лишь паспорт и справка от государственного ветврача - все можно оформить минут за 15, - рассказывает директор собачьего приюта Виктория Васильева. -  Но есть те, кто поступает жестоко. Без слез нельзя вспомнить историю, когда хозяева уехали и оставили пса на цепи во дворе. Без воды, без еды. Никого не предупредили, забор высокий, и даже соседи не сразу хватились. Когда мы приехали на место, то застали только соседа с лопатой. Спасать было некого, мужчина уже похоронил бедное животное, которое умерло от истощения. 

В то же время неравнодушные волонтеры находят возможность передавать корм и лекарства для собак окольными путями даже в осажденный Славянск. Здесь на грани уничтожения оказались животные в городском питомнике. Спасатели создали свои группы в соцсетях и рады любой помощи от всех желающих.