НеЧАЯнная радость

С чаевыми в кафе и ресторанах вечная путаница.

В некоторых странах официанты живут исключительно за счет благодарных клиентов. Фото: Thinkstock

В одних странах вознаграждение не просто приветствуется, а является обязательным, поскольку у официантов нет фиксированной зарплаты, в других чаевые посчитают нешуточным оскорблением, а в третьих - они заранее включены в счет. "Комсомолка" вместе с бывалыми путешественниками выяснила, где и сколько давать на чай, чтобы не выглядеть ни скупцом, ни глупцом.

Десять процентов приличия

Теоретически чаевые мы даем добровольно - в знак благодарности за хорошее обслуживание. Ни один официант или таксист не может потребовать себе на чай или попросить, чтобы вы оставили больше, чем планировали. С другой стороны, во многих странах чаевые составляют существенную часть доходов тех же официантов. Неудивительно, что "забывчивость" клиента в этом вопросе воспринимается как неэтичное и даже неприличное поведение!

В странах, где чаевые выплачивать принято, существуют сложные неписаные законы о том, кому и сколько давать на чай. Как правило, в большинстве стран клиенты ресторанов и кафе оставляют официантам в знак благодарности 10% от суммы заказа. При этом есть немало нюансов. Например, в Греции, Франции или Италии сумма чаевых менее 10% будет воспринята как признак прижимистости и скупердяйства. А, скажем, в Австрии и Германии наоборот: даже 10% могут посчитать неоправданным мотовством, так что здесь лучше ограничиться 5 процентами от счета.

Американский аппетит

В Америке чаевые являются одними из самых высоких в мире, причем доплачивать нужно за все и везде. Горничная, носильщик, гардеробщик - все от вас ждут как минимум доллар, а то и два. Таксисту следует давать минимум 15% от суммы по счетчику, и это только в том случае, если он не помог вам поднести багаж. Если же помог - придется дать больше.

Что касается кафе и ресторанов, то здесь хорошим тоном считается оставлять до четверти от общей суммы заказа, а барменам - и вовсе до 30%. То есть с лихвой хватит не только на чай, но и на бутерброд с колбасой! Причем речь идет не только о заведениях высшего разряда - доходит до того, что деньга на чай оставляют даже в ресторанах быстрого обслуживания. 

Интересно, что в разных штатах принятая сумма чаевых сильно варьируется. Это связано с особенностями законодательства. Например, законы штатов Аляска, Калифорния, Миннесота, Монтана, Невада, Орегон и Вашингтон требуют, чтобы официанты получали хотя бы минимальную заработную плату. А, скажем, в штате Вирджиния зарплата может вообще не выплачиваться, и таким образом доход официанта целиком и полностью состоит из чаевых. 

Для больших компаний американские рестораны нередко делают "скидку", определяя стандартный размер чаевых - порядка 18%. При этом политика заведения в данном вопросе должна быть прописана в меню или ее обязаны объяснять клиентам сами официанты до того, как примут заказ. Кстати, клиентам настоятельно рекомендуется проверять, не включено ли обслуживание в стоимость заказа. Ведь эту часть счета при желании можно изменить как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Разумеется, если положить меньше, официант будет крайне недоволен, а то и воспримет такую прижимистость как личное оскорбление. Кстати, иностранцам в местных заведениях довольно часто намекают, что ждут от них чаевых. Причем намеки бывают настолько навязчивыми и прямолинейными, что их просто невозможно проигнорировать.

Здесь уже все без вас посчитали!

Если плата за обслуживание включена в счет, давать чаевые не обязательно. Но желательно!

Например, во Франции стоимость обслуживания включается в счет блюд кафе и ресторанов - этого требует местный закон о налогообложении. Кстати, в итоговую сумму входит не только вознаграждение официанта, но и плата за хлеб, масло, воду, которые подают перед основным блюдом. Словом, чаевые здесь считаются необязательными, но если посетители остались довольны обслуживанием, они перед уходом могут дополнительно оставить на столе 1-2 евро за обед или 10-20 центов за чашечку кофе. Слишком большую сумму местные официанты сочтут неуместной.

Чаще всего чаевые включены в счета ресторанов и гостиниц в Голландии, Италии, Великобритании, Бельгии, Австрии. Однако это не значит, что официанта не обрадует ваш маленький "подарок".

Обойдутся без чая…

Немецкая газета Berner Zeitung вывела универсальную формулу расчета чаевых: чем севернее страна, тем меньше вознаграждение. Так, если в Испании, Италии и Португалии стандартом считаются 15% от счета, в Восточной Европе хватит и 10%. А вот в Скандинавских странах можно вообще не оставлять на чай, хотя, как правило, клиенты все же "жертвуют" какую-то мелочь, просто округляя счет в большую сторону.

Действительно, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах чаевые вполне можно не оставлять - на вас из-за этого не будут смотреть косо. Не принято благодарить за обслуживание и в Исландии. Местные жители часто действуют по обстановке: если приходят выпить чашечку кофе или бокал вина, частенько не оставляют ничего, а если заказывают обед или ужин и проводят в ресторане достаточно продолжительное время, оставляют порядка 5 евро. 

Точно по счету платят в Японии - это одна из немногих стран, где чаевые оставлять не нужно совсем. Здесь считается, что если владелец бизнеса не в состоянии платить достойную зарплату своим сотрудникам, то не стоило и открываться! Если же посетитель все же решит положить дополнительные деньги, хозяин, скорее всего, обидится, посчитав, что его ресторан в глазах гостя выглядит слишком бедно. 

 

В ТЕМУ

Чай пьют не только официанты

Практически во всем мире от вас ждут денежную благодарность не только в кафе и ресторанах. 

Таксистам чаще всего принято просто округлять сумму в пределах 1 доллара или евро, если вы, разумеется, едете по счетчику. 

Небольшие чаевые принято оставлять экскурсоводам: от 1-2 евро экскурсоводу в музее до 2-5 евро за длительную экскурсию по городу.

Горничные в гостиницах рассчитывают на чаевые 1 доллар или 1 евро в день. При этом в большинстве стран деньги для горничной нужно класть на кровать - с тумбочки или со стола они деньги не возьмут. 

Разумеется, в гостиничном бизнесе от вас ожидают благодарности за дополнительные услуги. Например, если служащий гостиницы помог поднять багаж в номер, ему нужно заплатить 0,5-1 евро за каждый чемодан. 

Благодарность в размере 5-10 евро будет уместна, если сотрудник гостиницы проявил о вас дополнительную заботу: предоставил лучший номер, вызвал такси, заказал билеты на поезд и т.п.

Швейцару можно оставить чаевые при выезде из гостиницы.

Если обслуживание вам не понравилось, вы можете - и даже должны! - везде рассчитаться строго по счету. Ведь чаевые - это наша благодарность, и если благодарить не за что, то не стоит и напрягаться.