И вроде бы это большая радость для нас, перспективы. При этом мало кто сейчас задумывается, что нужно принять множество законов. Причем некоторые из них могут породить новые-старые скандалы.
Касаются эти законы свобод и прав граждан. В Европе, которую все называют демократичной, очень жестко относятся к митингующим и тем, кто захватывает здания. С такими не сюсюкаются, как в Украине.
Любопытно, что в январе у нас принимались подобные документы. Их тогда окрестили "драконовскими законами", майдан встал на дыбы, полетели коктейли Молотова.
Чтобы не быть громогласными, приведем примеры:
- уголовная ответственность за маскировку лица, ношение шлемов, щитов и т.п. во время массовых акций. Нарушение правил проведения мирных собраний влекут строгую ответственность, в том числе уголовную: Великобритания (штраф до 5000 ₤, до 10 лет заключения), Германия (до 1 года заключения), Италия (штраф в размере нанесенного ущерба, до 1 года заключения), Франция (штраф до 75 000 €, до 5 лет заключения) и т.п..
Запрет во время массовых мероприятий на ношение масок во избежание идентификации личности допускается Руководящими принципами ОБСЕ по свободе мирных собраний от 2010 г. (п.98), Венецианской комиссией (п.27 Заключение CDL-AD (2013) 003).
Франция.
- пятнадцатью годами уголовного заключения и штрафом наказывается участие в восстании, осуществленное: п. 1. Путем сооружения баррикад, оборонных укреплений полевого типа или выполнения любых работ с целью помешать или противодействовать мерам публичных силовых ведомств; п. 2. Путем захвата, посредством применения открытой силы или обмана, или посредством разрушения какого-либо здания или сооружения; Испания.
- лишение свободы сроком от трех до пяти лет в случае захвата с применением силы здания парламента, законодательных органов автономных образований.
- лишение свободы сроком от шести месяцев до одного года по отношению к организаторам манифестаций возле парламента, законодательных органов автономных образований Королевства Испании, препятствующих их нормальной работе.
Греция.
- лица, совершившие нелегальное вторжение / захват частных или административных зданий с закрытым / замаскированным лицом несут уголовную ответственность в виде заключения до 10 лет.
Если детально изучить выводы и рекомендации ПАСЕ, то окажется, что европейцы не так уж толерантны, как казалось на первый взгляд:
- В Резолюции № 1344 (2003) "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе" ПАСЕ призвала государства-члены Совета Европы предусмотреть в своем законодательстве возможность ограничений свободы высказываний, собраний и ассоциаций в целях борьбы с экстремизмом, ввести действенные наказания, которые выполняли роль сдерживающего фактора, в частности, за публичные призывы к насилию, расовой дискриминации и нетерпимости. Кроме того, ПАСЕ рекомендует принять законодательство с целью внедрения административных процедур, препятствующих распространению экстремистской идеологии с помощью новых информационных технологий;
- В резолюции № 1754 (2010) "Борьба с экстремизмом: достижения, недостатки и неудачи" ПАСЕ также призвала государства-члены Совета Европы обеспечить применение мер наказания за публичные призывы к насилию, расовой дискриминации и нетерпимости, а также ввести в законодательство положение о борьбе с разжиганием расовой ненависти или с ее пропагандой.
Для примера можно привести демократическую пятую республику - в Уголовном кодексе Франции за подстрекательство к экстремистской деятельности предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 450 000 €! И это подстрекательство может быть совершено даже через СМИ.
Еще один пример: в Литве тот, кто призывает к свержению законного правительства, может рассчитывать на тюремный срок сроком на 5 лет. А в Польше за посягательство на государственную независимость и конституционный строй можно получить пожизненное заключение.
Кроме того, предлагается криминализировать некоторые моменты, например ответственность за клевету.
А в большинстве стран Европы ответственность за подобное преступление является достаточно строгой.
Чехия: срок заключения - до 2 лет (S 169b, S 206, S 154 para 2 Уголовного Кодекса);
Дания: срок заключения - до 2 лет (S226b и 268 Уголовного Кодекса);
Эстония: срок заключения - до 2 лет, штраф - до 500 дневных зарплат (ст. 129 и 130 Уголовного Кодекса);
Финляндия: срок заключения - до 2 лет, штраф - до 120 зарплат (Уголовный Кодекс); Глава 24, Секция 10
Греция: статья 362 Уголовного кодекса - не более 2 лет заключения
Италия: срок заключения - от 6 мес до 6 лет, в зависимости от типа клеветы, штраф - от 516 евро, в зависимости от типа клеветы (ст. 344 и 241 Уголовного кодекса, Закон № 205/99, Закон 274 / 2000);
Испания: срок заключения - от 6 мес до 2 лет (ст. 206 Уголовного Кодекса);
Франция: срок заключения - до 1 года, штраф - до 45 тысяч евро - статья 32 Закона о свободе прессы от 29 июня 1881 (с изменениями на 7 августа 2013 года);
Германия: срок заключения - до 5 лет (ст. 185-188, 317 Уголовного Кодекса);
Нидерланды: срок заключения - до 32 мес., штраф - до 16750 евро (Статьи Уголовного Кодекса 111, 112, 113, 118, 119, 137c, 137e и Title XVI of Book II (Defamation) - статьи 261, 262 , 266, 267, 268, 270, and 271);
Люксембург: срок заключения - до 2 лет, штраф - до 12500 евро (cт. 144, 275, 385-1, 444, 448 Уголовного Кодекса);
Норвегия: срок заключения - до 3 лет (Уголовный Кодекс); Глава 23
Польша: срок заключения - до 3 лет, штраф - до 162000 евро (Уголовный Кодекс); (Уголовный Кодекс);
Швейцария: срок заключения - до 5 лет (Уголовный Кодекс); В Греции, Италии, Швейцарии и Болгарии вы не приобретете обычную SIM-карту без ее регистрации с правоустанавливающими вашу личность документами.
Недопустимый, на первый взгляд, институт заочного уголовного производства также отвечает международной практике. Подобные механизмы существуют в законодательстве ряда европейских стран (Франция, Италия, Бельгия, Швейцария и др.).
Кроме того, он соответствует международным стандартам и рекомендациям:
- Рекомендация № R (87) 18 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам "Относительно упрощения уголовного судопроизводства": государства-члены должны рассмотреть вопрос о предоставлении судам первой инстанции возможности рассматривать дела и принимать в них решения в отсутствие обвиняемого, при условии, что обвиняемый был проинформирован должным образом о дате слушания и о своем праве на законное или иное представительство в суде.
- Резолюция 75 (11) Комитета Министров Совета Европы относительно критериев, регламентирующих производство,осуществляемое в отсутствие обвиняемого.
- Существование процедуры заочного уголовного производства не вызывает возражений и со стороны Европейского суда по правам человека (решение от 18.05.04 по делу "Шомодьи против Италии" (Somogyi v. Italy), решение от 14.06.01 по делу "Меденица против Швейцарии" ( Medenica v. Switzerland) и др.), при условии, что при этом соблюдаются гарантии, обеспечивающие права личности, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Выводы напрашиваются разные. Вполне резонно спросить: "У нас опять действуют двойные стандарты?". Когда эти законы принимают одни, то значит бандитский режим, а когда другие – демократические нормы.