Юрист рассказала о тонкостях моратория на взыскание залогового жилья

Введение моратория на взыскание имущества граждан возрождает мошеннические схемы невозврата кредитов.

Банки не смогут взыскивать с украинцев за долги по валютным кредитам имущество. Фото: Максим ЛЮКОВ

В пятницу Александр Турчинов подписал Закон № 1304-VII "О моратории на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте". Согласно документу, во время действия моратория банки не смогут взыскивать с украинцев за долги по валютным кредитам имущество, которое выступало залогом по конкретному займу. Это норма распространяется только на банковские учреждения – резиденты Украины. Также в Законе указано, что кредитное учреждение не может уступить (продать, передать) такую закладную кредитную недвижимость в пользу другого лица.

"В течение нескольких дней в СМИ появляется информация о том, что действие данного закона будет распространяться на недвижимое имущество площадью не более 140 кв. м., которое является основным местом жительства физических лиц-заемщиков. Но, на самом деле, действие моратория распространяется на все движимое, недвижимое имущество, в том числе, и на имущественные права, которые принадлежат физическим лицам, и находится в залоге", - заявляет старший юрист Юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Ольга Дихтяренко.

Юрист уверена в том, что поспешно принимая данный Закон, депутаты частично урегулировали снижение социальной напряженности между банками и  добросовестными заемщиками, но при этом не учли, что введение моратория на отчуждение имущества физлиц, которые не исполняют свои обязательства в течении нескольких лет, влечет за собой большие риски для кредитора.

"Кроме этого, банки несут большие убытки в связи с невыполнением физлицами своих обязательств, обеспеченных залогом больших земельных участков, ипотекой жилых домов и нежилых помещений, придумывая мошеннические схемы для невозврата кредита. В основе проблемы находится нежелание заемщика платить, что при наличии существующих правовых коллизий, а также отсутствии уголовной ответственности за противоправные действия с залоговым имуществом, приводит к умышленному злоупотреблению заемщиком своими правами", - подчеркивает Ольга Дихтяренко.

Она считает, что введение моратория на все движимое и недвижимое имущество нарушает право кредитора получить надлежащие ему средства за счет залогового имущества физических лиц, право обращения взыскания на которое возникло до момента принятия этого Закона, в том числе, на основании решения судов, вступивших в законную силу.

"Действие  моратория приведет к возобновлению мошеннических схем для невозврата кредитов физическими лицами. Также ухудшится финансовое состояние кредитора, что приведет к сокращению кредитных ресурсов кредиторов, негативно отразится на возможности предоставления ими кредитов другим лицам и к подорожанию кредитов на жилье, повлечет риск невозможности выполнения кредитором своих обязательств перед третьими лицами, в частности, вкладчиками по депозитным договорам, может повлечь прекращение ипотечного кредитования банками", - прогнозирует Ольга Дихтяренко.

Следует отметить, что с целью урегулирования вопроса введения моратория на отчуждение кредиторами имущества физлиц, НБУ должен разработать механизм справедливого возмещения кредитных средств за счет залогового имущества,  разграничить добросовестных и недобросовестных заемщиков, установить сроки невыполнения обязательств по кредитным договорам физических лиц, на которых будет распространяться мораторий, а также определить перечень объектов залогового имущества, которое подлежит взысканию. 

"Важно понимать, что мораторий не распространяется на квартиры, дома и земельные участки, на которые банки получили право взыскания до принятия этого Закона, в том числе, на основании решения судов, вступивших в законную силу", - резюмирует  Ольга Дихтяренко.