Моя крестница закончила три дня назад 9-й класс. Точнее, как и большинство учеников, попраздновала на прощальной линейке и продолжает ходить в школу: сдает экзамены. В 2005-м она поступила в школу с 12-летним обучением. Тогда шестилетних малышей чуть ли не в принудительном порядке отправили из детсада за парты. Когда крестница закончила 5-й класс, оказалось, что учиться отныне придется 11 лет. Сейчас, когда на каждом шагу говорят о пользе 12-летнего обучения, она с ужасом спрашивает, не придется ли ей провести лишний год за партой.
За эти годы в школе ввели предмет "Основы христианской этики", затем отменили - опять ввели. Проводили в обязательном порядке утреннюю зарядку. Перестали. Уменьшали количество часов обучения украинскому языку - увеличили. Факультатив по шахматам основали 2 года назад. Передумали. Вводили второй иностранный язык в обязательном порядке. И вот как раз сейчас отменили. Все эти эксперименты - за школьные годы одного ребенка.
Как сообщили в Министерстве образования, на этот раз речь идет об изменениях в Типовых учебных планах для 5-9-х классов. Второй иностранный отменен, хотя школы его могут ввести по собственной инициативе. Возвращается этика, или Курсы духовно-морального направления (христианская этика) в 5-6-х классах - не во всех школах, опять-таки решать будет учебное заведение. Семиклассники будут изучать больше алгебру (2,5 часа в неделю) за счет геометрии (урезали до 1,5 ч). А в старшей школе на полчаса увеличено время на изучение предмета "Защита Отечества".
- Самое постоянное в нашей системе образования - непостоянство, - считает киевлянка, мать 12-летней школьницы Марина Третьяк. - Детей учат одному: бояться перемен, ведь новые уроки вводят или отменяют без объяснений, без какой-либо внутренней логики. Наши родственники живут в Финляндии, и я хорошо знаю: в Европе экспериментальные программы вводят у первоклассников, а тем, кого учили по старой программе, дают доучиться по ней до выпуска. Там очень щадяще относятся к детской психике, считают, что нельзя создавать ощущение неуверенности в завтрашнем дне и вседозволенности взрослых.
- Наша педагогика все время торопится, стараясь быстрее "причинить добро" и "переделать" учащихся, которых поставили "не на те рельсы", - согласна преподаватель математики Любовь Слепко. - Воспитательный эффект от этого, увы, может быть неожиданным: недоверие к учителям и авторитетам, консервативность (как усталость от бесконечных новшеств).
В МОН подчеркивают, что на этот раз, мол, все по-другому. Новшества поддержаны школьниками и родителями. А "Христианскую этику", например, введут, только если письменное согласие подпишут родители всех учеников класса. Но как это осуществить на практике? Что если все за, а кто-то против? Переходить в другую школу? Не вводить факультатив "по вине" конкретных семей? В той же Европе такие задачи решаются совсем иначе: если кто-то не хочет для ребенка религиозных факультативов, пишет заявление, и ученик не посещает занятия - без малейших последствий для себя. У родителей реальное право выбора, и это позволяет сохранять семейные традиции успешнее, чем изучение многих факультативов на эту тему…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Выпускники из Крыма и Донбасса напишут тесты после харьковчан
Местные абитуриенты первыми пройдут внешнее независимое оценивание, а c 1 июля - ребята, приехавшие из зоны АТО и с аннексированного полуострова.