О высшем образовании и любимой профессии эти люди могут только мечтать, их обучение в наших вузах не предусмотрено
«Комсомолка» продолжает серию материалов о том, как живется в Харькове людям с ограниченными физическими возможностями. Начало - в номере за 30 октября («Как доехать до центра в инвалидной коляске»). В этот раз мы узнавали, с какими трудностями сталкиваются слабослышащие и люди, лишенные слуха.
Сказки и жизнь
Несколько лет назад я посмотрел фильм «Дансер» о девушке, которая ничего не слышала, была немой, но при этом обожала музыку и мечтала танцевать перед публикой. В конце фильма, пройдя через множество испытаний, она добилась своего, стала известной танцовщицей. Помню, эта добротная голливудская сказка вышибла из меня пару слезинок и мысль - такими темами спекулировать нельзя. Тогда я впервые задумался о том, что эти люди лишены не только слуха, но и многого другого, например, возможности выбрать профессию по душе.
- Единицам удается после специнтерната учиться дальше, - рассказывает сурдо-переводчик с многолетним стажем Вера Скляренко. - И если средние специальные учебные заведения, где они могут обучиться профессии, в городе есть, то о высшем образовании им приходится только мечтать. В наших вузах просто нет условий для обучения глухонемых.
Истории тех, кому удалось получить высшее образование и чего-то добиться в жизни, в этой среде пересказывают с гордостью и восхищением.
- В интернате для глухих учился парень, он прекрасно рисовал, и вот однажды попросил сходить с ним в академию дизайна и искусств, - продолжает Вера Викторовна. - Ему удалось сразить всех экзаменаторов мастерством, и мальчика приняли. Он отлично учился, а по окончании вуза стал преподавать рисунок в вечерней школе для глухих. Потом увлекся историей и ему удалось невозможное: он поступил в педагогический университет на истфак. Сейчас он взрослый мужчина, успешно преподает в вечерней школе еще и исторические дисциплины.
Выбор профессий невелик
Вопрос «Куда пойти учиться после школы?» глухонемые выпускники задают себе также часто, как их здоровые сверстники. Но вариантов у них не так много. Можно учиться укладывать плитку в одном из училищ города, можно шить, а можно пойти осваивать более элитную специальность – зубного техника. В Харьковском медицинском колледже № 2 сейчас учатся больше тридцати человек слабослышащих и полностью глухих. На всех занятиях присутствует сурдо-переводчик.
- Мы обучаем таких детей с 1996 года, - рассказывает заведующая отделением «Стоматология ортопедическая» Татьяна Уманская. - У них такая же программа, как и остальных студентов, только растянута на четыре года. Сейчас эта система обучения отточена до мелочей. Например, перед занятием все получают ксерокопии страниц из учебников и пособий и уже по ходу урока делают там пометки. А преподаватель, объясняя материал, старается делать упор на визуальное восприятие, используя для этого стенды или предметы. Выпускаются наши студенты зубными техниками. Для них предусмотрено распределение в государственные поликлиники. Есть предубеждение, что такой сотрудник может быть недостаточно профессионален. Но, как показывает практика, все зависит от человека, от его стремления и желания трудиться. А многие работодатели наоборот считают, что лучше взять слабослышащего специалиста - они не тратят времени на разговоры, в основном, не курят, да и вообще, очень исправные работники.
- Я уже третий год выпускаю студентов в медицинском колледже и знаю, что из них человек пять если устроились на работу, это хорошо, - сетует Вера Викторовна. - Обидно, но сейчас этим детям просто приходится выживать. Пособие у них - около трехсот гривен, стипендия небольшая, хорошо, если родители помогают. К слову, раньше, в советские времена отношение к таким людям было другим. К примеру, я работала сурдопереводчиком на заводе им. Малышева. Там в одном цехе трудились больше 400 глухонемых, и все были довольны. А с развалом Союза их разогнали – квалифицированные работники вынуждены были зарабатывать на хлеб, чем смогут:, кто на рынок устроился, кто - дворником.
Сыграл в двух спектаклях
Студенты медколледжа Александр Кулик и Виктор Каратовский учатся на третьем курсе. В перспективе оба будут зубными техниками. О том, насколько их желания совпадают с возможностями, друзья говорят по-разному.
- Я хотел бы быть артистом, - делится Виктор. - Но кто же будет со мной заниматься? Мне с детства было интересно все творческое, особенно много читал о кино и театре. Но когда хотел попробовать учиться режиссуре профессионально, понял, что в вузе это не предусмотрено. Поступил в медколледж, но параллельно посещаю театральную студию для людей с ограниченными физическими возможностями, и с огромным удовольствием сыграл уже в двух спектаклях.
- А мне, в общем-то, нравится профессия, которую осваиваю, - продолжает тему Саша Кулик. - Но если бы была возможность выбора, то предпочел бы учиться в институте физкультуры.