В украинском парламенте зарегистрирован проект постановления о необходимости введения чрезвычайного положения в Донецкой и Луганской областях. Похоже, вопрос с принятием такого документа уже решен, поскольку советник главы МВД Станислав Речинский заявил, что ЧП в Донбассе можно будет ввести уже в ближайшее время. Раньше, дескать, власть не шла на такой шаг из-за президентских выборов.
Что может измениться после введения ЧП и повлияет ли оно на ход антеррористической операции, "Комсомолка" разбиралась с экспертами.
По ныне действующему закону "О правовом режиме чрезвычайного положения" отдельный законопроект для введения ЧП и не нужен. СНБО подает такое предложение президенту, а тот издает указ, согласовав его с Радой. Прибегнуть к депутатскому обсуждению решили, видимо, затем, чтобы новый глава государства не выглядел авторитарным лидером.
Основной смысл чрезвычайного положения заключается в том, что власть, военные и милиция в зоне действия ЧП получают фактически неограниченные полномочия, а права граждан и юридических лиц сильно сужаются. Вплоть до того, что в интересах наведения порядка у них могут отобрать движимое и недвижимое имущество, расселить в личные квартиры военных или эвакуированных людей.
По всей Украине ЧП может длиться не более месяца, в отдельных регионах - до 60 дней. Но если президент посчитает нужным, может продлить особый режим еще на месяц.
В зоне действия ЧП имеют право запретить любое издание, если посчитают, что оно дестабилизирует обстановку, отключить интернет и мобильную связь.
- Фактически все эти ограничения есть и в законе, который регулирует АТО, - говорит директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. - Я не вижу необходимости принимать еще один закон и вводить на востоке Украины чрезвычайное положение. Это ни к чему хорошему не приведет, только еще больше напугает людей, которые страдают от военных действий. Политикам нужно заняться поиском новых субъектов для целевого диалога в Донецкой и Луганской областях, а не играть в свои игры с законами.
Скептически относится к идее ЧП и политолог Дмитрий Джангиров.
- Чрезвычайное положение может дать правовые рычаги для ограничения деятельности местных органов власти, но они на востоке и так парализованы, - говорит эксперт. - Что касается военных действий, то как-то повлиять на них либо что-то изменить режим никак не сможет.
Что касается эвакуации мирного населения, которая предусмотрена в законе о чрезвычайном положении, то никаким законом она не была запрещена и раньше, говорят наши эксперты. Дело только в политической воле.
ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЧП:
- ограничивать въезд и выезд, передвижение по территории людей и машин, где вводится чрезвычайное положение,
- усилить города армией и милицейскими патрулями,
- перекрывать дороги и закрывать аэропорты,
- запрещать деятельность партий и организаций,
- запрещать массовые мероприятия и забастовки,
- вводить комендантский час,
- досматривать вещи, машины, обыскивать офисы и квартиры,
- регулировать работу СМИ,
- запрещать проведение выборов и референдумов,
- изымать личные вещи, занимать офисы и жилые дома,
- вводить карточки на продукты и предметы первой необходимости.
ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ВП:
Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов заявил, что допускает возможность введения военного положения в Донецкой и Луганской областях. По закону, военное положение предусматривает все те же ограничения, что и чрезвычайное, но есть некоторые дополнения в полномочиях власти:
- ВП в отличие от ЧП не имеет ограничений по срокам,
- военному командованию и местным властям дается право устанавливать трудовую повинность по исполнению работ оборонного характера,
- можно наложить запрет на передачу информации через компьютерные системы,
- все предприятия берутся под контроль и в случае необходимости переводятся на оборонку, руководителей предприятий могут отстранять от должностей и назначать новых,
- радиостанции, печатные издания, типографии могут использовать для военных потребностей по усмотрению командования,
- для населения вводится квартирная повинность для расселения военнослужащих.