Как поступить правильно в этой ситуации, разбирался корреспондент "Комсомолки".
Неплательщикам грозят отключением
В Харькове набирает обороты домофонная неразбериха. 1 февраля мэрия передала обслуживание переговорных устройств на баланс КСП "Харьковгорлифт" и вписала оплату за услугу в свою квитанцию, народ оторопел: кому платить? И все бы ничего, если бы платить не заставляли дважды. С одной стороны на жильцов давят коммунальщики, с другой – бывшие владельцы домофонных устройств.
Жительница Салтовки Лидия Ивановна разводит руками: три года исправно оплачивала услугу домофона по общей квитанции "Мегабанка" и все это время проблем не было – банк перечислял деньги по назначению, а тут случилась незадача.
- На днях пришла квитанция от компании "Цифрал", которая устанавливала домофон, там указан долг 23 гривны, - вздыхает женщина. – Деньги-то небольшие, но зачем платить дважды? Ведь за эту услугу я регулярно, каждый месяц отдаю 5.50 грн, и почему меня должно интересовать то, что домофонщики не смогли договориться с мэрией?
Таких растерянных потребителей домофонных услуг в Харькове масса. Под крыло Горлифта перешло оборудование всех восьми компаний, обслуживающих переговорные устройства. Тем, кто отказывается платить – грозят отключить домофон.
Квитанции рассчитаны на простаков
Руководство компании "Цифрал" прояснить ситуацию наотрез отказалось. В КСП "Харьковгорлифт" объясняют: в 90 % домов коммунальной собственности домофонное оборудование передано лифтовикам. Сейчас на баланс КСП переводят и оставшиеся домофоны муниципальных жилых зданий. Узнать, на каком свете находится конкретный дом, можно в диспетчерской Горлифта. Если дом на балансе КСП - платить за переговорные устройства смело можно по квитанциям "Мегабанка". А рассылку дополнительных бумажек от домофонщиков просто игнорировать.
- Мы уведомили банк, что оплата из таких-то домов должна поступать на наш счет, - рассказывает начальник контрольной службы замково-переговорных устройств КСП "Харкьовгорлифт" Петр Лазоренко. – А "Цифрал" продолжает считать, что это их оборудование и попросту начисляет потребителям абонплату за услугу, к которой уже не имеет отношения. В судах они ничего не оспаривали и сейчас просто морочат людям голову.
По словам Лазоренко, подавать в суд за виртуальные долги частники не будут, максимально напакостить могут лишь отключением домофона. Но лифтовики по первому звонку обещают подключить ее обратно. При любых неполадках с домофонами жителей просят звонить в диспетчерскую Горлифта. Впрочем, частники тоже не прекращают работу. На их балансе осталось 10 % домов коммунальной собственности, ведомственные и кооперативные многоэтажки и загородные объекты.
КОМПЕТЕНТНО
Договор надо перезаключить
Как же поступить, чтобы не платить дважды? Юристы считают, что потребителю нужно иметь индивидуальный договор с предприятием, которое его обслуживает. Сейчас горожане считаются по умолчанию клиентами Горлифта – в начале года мэрия опубликовала публичный договор на обслуживание переговорных устройств.
- Если "Харьковгорлифт" не заключает с людьми новых договоров, жильцы должны написать коллективное письмо домофонщикам с просьбой расторгнуть договор в связи с тем, что по соответствующему решению исполкома их домофоны перешли на баланс КСП "Харьковгорлифт", - советует юрист Роман Лихачев. – Причем нужно обязательно получить на руки какое-либо подтверждение, что договор разорван. Если он останется в силе, тяжело будет доказать в суде, что оборудование не обслуживалось частниками.