Пензенские затворники: Сектантами в пещере кто-то ловко руководит сверху

Такую версию озвучил корреспонденту «КП» один из московских специалистов, участвовавший в переговорах с отшельниками

Такую версию озвучил корреспонденту «КП» один из московских специалистов, участвовавший в переговорах с отшельниками.

В деле пещерных затворников под Пензой появились любопытные версии. Ими поделился со мной по секрету один московский специалист, побывавший на переговорах с пещерными обитателями и близкий к следственным органам. Он очень просил не называть его имени.

Наш источник разговаривал через трубу с главным по подземелью - Виталием Недогоном и пришел к выводу, что у пещерных жителей имеется связь с кем-то на поверхности. Недогон много знает из того, что делается наверху, и чего он не мог бы знать в закрытом пространстве. Сотовые телефоны за время долгого заточения должны бы давно уж сесть. Стало быть, у сидельцев связь более серьезная. И это вроде как говорит о том, что акция была хорошо продумана, подготовлена и управляется некими командирами. Если на предыдущих переговорах Недогон дал некую слабину и соглашался с иными доводами, то уже на другой день, похоже, получив нагоняй сверху, повел себя очень непримиримо.

Во-вторых, наш источник почти уверен (не совсем, но - почти!), что в подземелье... нет малых детей. По крайней мере никаких признаков нахождения там полуторагодовалой девочки, о которой много уж говорилось, не заметили и другие переговорщики, с которыми я общался. По мнению медиков, полуторагодовалый ребенок в таких условиях должен бы непременно заболеть тяжелой формой пневмонии. Крик его могли услышать хотя бы дежурящие в ночи милиционеры. Но якобы никакой официальной записи на этот счет не было.

После переговоров с сектантами появилось мнение: младенца там нет.
Фото: Александра ТОЛМАЧЕВА.

Недогон нарочито упоминает о детях, когда хочет сказать, что, мол, силой нас брать нельзя! Еще в первые дни сидения из пещеры был отправлен наверх детский рисунок, неизвестно когда и кем нарисованный, - и он хорошо сработал как охранная грамота.

- Коли то провокация напоказ, то для чего и кому это нужно? - спросил я у источника.

- Возможно, что это злая игра некого постановщика, который вот так захотел потешить себя, используя простодушных и легко управляемых людей в качестве жертв. А может, и некая страшная задумка в канун выборов?

Если постановщикам удалось столько людей заточить под землю, то нельзя исключать и прочих самых коварных ходов! 

Но особо поставил в тупик нашего источника, и не только его, список людей, ушедших под землю в ожидании конца света. Список составили и оставили наверху сами же отшельники. Зачем «они» передали сей документ «нам», уходя навсегда в царство Божие? Вот это сейчас и пытаются разгадать компетентные органы.

Но не будем все принимать на веру. Возможно, таким вот образом органы хотят слить прессе дезинформацию по каким-то только им зримым соображениям? Например, чтобы сбить градус внимания к пензенской драме. «Нет там детей, успокойтесь!»

Звонок губернатору

Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев считается другом пензенских журналистов и в хорошие времена запросто ходит в редакции на посиделки. Потому мне вчера почти что легко удалось созвониться с ним. 

- Василий Кузьмич, из «Комсомолки» вас беспокоят. Хотелось бы встретиться, поговорить с вами о событиях, которые происходят сейчас под Пензой.

- О каких событиях? 

- О которых сейчас пишут и говорят во всем мире - о затворниках, закопавшихся в пещере под селом Никольским.

- Во-первых, у нас в областной администрации есть люди, которые могут дать вам полную информацию на этот счет. Во-вторых, почему вот где-то в других местах, когда происходит беда, о том столь много не говорят, а здесь столько шума подняли?

- Потому и шумим, чтобы привлечь внимание всех специалистов и не допустить бы большой беды. Известно, что затворники не исключают самоубийства.

- Если нам не будут мешать, то беды не случится...

И я больше не стал мешать губернатору нежелательными расспросами.

Учимся говорить

Признаться, и сам устал от расспросов, когда возвращаюсь всякий раз в почти уж родную Пензу с места событий. Люди что только не предлагают и не высказывают, но почему-то все чаще - глупости.

На нелепые высказывания не хотелось бы отвечать, но поскольку их тьма и от разных людей, то приходится. Часто вижу, например, и на всяких форумах - запустить в пещеру с затворниками усыпляющий газ и положить делу конец...

Неужели те «умники» позабыли столь скоро «Норд-Ост», где усыпили газом террористов с заложниками? Напомню, многие из числа заложников навсегда уснули от этого газа.

Второе соображение - не надо с ними общаться, заскучают и сами вылезут.

Увы, история замкнутых религиозных общин полна трагическими развязками, когда люди, впадая в массовое сумасшествие, подрываются или заживо сжигают себя. Но трагедии случаются только по той причине, что «здоровое» общество не умеет с подобными отступниками разговаривать.

И сейчас на пензенских событиях мы и осваиваем это сложнейшее из искусств - учимся говорить.


ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Моя дочка замаливает грехи!»

Так считает отец Ирины Третьяковой, оказавшейся также в пещере

Пока затворники прячутся в своем убежище, их близкие не знают, что делать: то ли нестись на выручку, то ли ждать, пока жители подземелья выйдут на свет Божий сами. В таком состоянии сейчас близкие 50-летней Ирины Третьяковой из Новороссийска (они обнаружили ее фамилию в опубликованных нами списках затворников в пещере).

- Мама ушла тайком от нас в августе 2006-го, - рассказывает дочь Ирины Лариса. - Правда, потом позвонила - сказала, что искать ее не надо. И положила трубку.

В компании, где Ирина работала главным бухгалтером, все за головы схватились: ценный сотрудник пропал! А потом от женщины стали приходить короткие письма без обратного адреса. Ирина просила у родных прощения, писала о спасении души и обещала: «Встретимся на Страшном суде». Штампики на конвертах были разными - то Подмосковье, то Новгородская область.


 

В своих письмах Ирина (справа) обещала родным встретиться на Страшном суде. (На фото с Третьяковой - ее отец и племянница.)

- Про Петра Кузнецова она нам не рассказывала. Думаю, он появился в ее жизни пару лет назад, - говорит Лариса. - Именно тогда мама стала повторять как заведенная, что мы все умрем, что скоро конец света.

Мать уговаривала дочку сжечь паспорт, отказаться от ИНН, не смотреть телевизор. Компьютер вообще считала исчадием ада. Сама же, по словам дочери, просто светилась от счастья. Наверное, считала, что живет по заповедям Божьим.

Похоже, именно вера дала Ирине силы пережить смерть младшей дочери. В 2002-м девушку зверски убил один сумасшедший. Но на суде Ирина заявила, что простила его.

- Я пытался вытащить ее из этой истории, - вздыхает Василий Петрович, отец Ирины. - Сейчас бы сам поехал. Но мне уже 80... Эх, жизнь как-то у нее не заладилась сразу. С мужем развелась, с ухажерами все как-то не складывалось. А потом Ирина решила «свои грехи замаливать»...

Хотя я думаю, что она уже и сама не ведает, что творит. Но не знает, как вернуться. У нее ни паспорта нет - она его сожгла, ни денег. Вообще ума не приложу, на что она жила. На паперти, что ли, стояла?

Старый отец каждый день звонит в пензенскую милицию. Просит передать Ире в подземелье, что ее очень ждет пятилетняя внучка Машенька...

Инна ЖУРАВЕЛЬ («КП» - Краснодар»)


ВЗГЛЯД ОЧЕВИДЦА

Герман СТЕРЛИГОВ: Это провокация!

Бывший миллиардер, а ныне отшельник, обвиняет главу секты

Вчера первый советский миллионер, а ныне глубоко верующий крестьянин Герман Стерлигов вернулся с переговоров с сектантами из деревни Погановка. Ради них Герман Стерлигов оставил свое уединенное поместье, посчитав, что сможет найти с этими людьми общий язык. А при благоприятном исходе заберет их в свою Слободу - там им никто не помешает верить в Бога. Но переговоры, мягко говоря, Германа Стерлигова разочаровали. О чем он и рассказал в интервью корреспонденту «КП»:

- Во-первых, в пещере нет младенца. Если он и был, то умер несколько недель назад. Но, скорее всего, его не было. Я уехал сразу, как только понял, что это заготовленная легенда для СМИ. Понятно, что грудного ребенка, томящегося в пещере, будет жалко всем без исключения.

- Вы говорили с ними о вере? Нашли общие темы?

- Это не православная секта. Главная их задача - пропаганда идей своего гуру. Секта эта оказалась довольно массовой и разветвленной по структуре. Ее филиалы есть и в России, и на Западе. Оттуда, кстати, и идут валом деньги на освещение этого события. 

- Что за люди сидят в пещере?

- Судя по общению со второй группой сектантов, которые заперлись в домике, эти люди живут при телевизоре (сам Герман Стерлигов ярый противник телевидения. - Прим. корр.). Они меня узнали в лицо и согласились поговорить. Кстати, вранье, что их дети не ходят в школу. Большинство ходят. Много вранья. Сектантов-затворников никак не тридцать человек, дай Бог, если наберется десяток. И белорусов среди них два человека, а Белоруссию почему-то поминают все время. У них есть связь с внешним миром.

- Мобильные телефоны?

- Нет, мобильник запеленговали бы.

- Может, проложена телефонная линия из пещеры, это несложно...

- Возможно, даже не исключаю. В целом я считаю случившееся профессионально подготовленной провокацией. Чем закончится? Надеюсь, что искренне заблудшие люди выйдут из пещеры. Если нет - второе зло будет горше первого. Гуру тогда выведет этих несчастных из пещеры за руку, завершив тем самым масштабную рекламную кампанию своей секты. Видели бы вы, как он упивается своей властью и значимостью, раздавая интервью из больницы. Какие у него бесстыжие глаза! Я ему прямо сказал: «Петр, ты же все врешь!» Меня от него оттащили сопровождающие люди. Хотел ему в лоб дать. 

Дмитрий СТЕШИН.