ТРИ ГРУППЫ УКРАИНСКОГО ШОУ-БИЗА
В огне революции и противостояний всегда рождался особый вид творчества. Гимны, патриотические песни, баллады-молитвы, реквиемы… Творческие люди не могут оставаться в стороне от событий и берут в руки свое "оружие": художники - полотно и кисть, поэты - бумагу и слово, а композиторы и певцы - язык музыки. Революционные песни, написанные искренне, с душой и вдохновением о горячих событиях, быстро идут в народ. В принципе, любой творческий порыв приветствуется в такое время. Вспомнить хотя бы пианиста на Майдане, поэтов, которые читали свои стихи.
Людей не обманешь. В периоды общественного напряжения они очень тонко чувствуют искренние или фальшивые намерения музыкантов - это, знаете, как чистые и фальшивые ноты, поэтому не все революционные композиции были приняты народом. Но те, что прошли испытание на честность и искренность, уж точно останутся в нашей истории.
Украинские артисты условно разделились на три лагеря. Первым как бы не с руки активно участвовать в событиях по понятным всем банальным финансово-карьерным причинам, и они затихли, заморозили премьеры клипов, придержали выпуск развлекательных песен, исчезли со страниц светских хроник, чтобы о них временно не думали и не вспоминали. Те же, кто был в гуще событий, становятся так или иначе рупором революции: это и есть авторы роликов и песен, адекватных тому, что происходит вокруг. И третья группа - это деятели шоу-бизнеса, которые предпочли сделать вид, что ничего особенного не происходит, все временно, а значит, шоу должно продолжаться.
Видео Олега Терещенко.
МЫСЛЬ О МУЗЫКЕ ВЫЗЫВАЛА АПАТИЮ
Признаюсь честно, первые два месяца после событий на ул. Грушевского у меня был такой шок, что я о музыке, о творчестве не мог даже думать. Сама мысль о том, чтобы взять инструмент и сесть за работу в студии, вызывала у меня не просто апатию, а даже отвращение: как я буду выжимать из себя слова и ноты, если люди гибнут, если горит город и каждое утро мы просыпаемся с мыслью о возможной войне? А после массовых расстрелов хотелось просто кричать…
Только в течение одной недели на мою электронную почту пришло около десяти разных стихов, посвященных памяти "Небесной сотни". Один из них и лег в основу песни "Небесну Сотню, Господи, прими", а мелодию я придумал в течение 10-15 минут. Чуть больше недели в студии - и песня готова. Это песня-память, песня-напоминание всем нам о страшных событиях зимы, которые изменили всех нас. И очень надеюсь, что вскоре изменят и Украину.
Я говорил на тему революционного творчества со своими коллегами. Ощущения примерно такие же: сначала творческая депрессия, а потом всплеск. Это у тех, кто на Майдане был. И был не пару часов, а проживал там недели и месяцы. Сильные композиции вышли у Марии Бурмаки, у "Гайдамаков"... По-другому во время Майдана зазвучала песня "Океана Эльзы" "Стіна". А лемковская народная песня "Гей, пливе кача…" в исполнении "Пиккардийской терции" вообще стала общенациональным реквиемом.
СЛУШАТЕЛЬ ПОЧУВСТВУЕТ ЛИЦЕМЕРИЕ САМ
В то же время на музыкальных каналах и в Сети появляются клипы тех ребят, которых не было слышно и видно во время событий на Майдане. Они посвящают песни матерям, солдатам, обороне, погибшим… Они воспроизводят в павильонах события тех дней, надевают на себя берцы и каски… Вот это, как по мне, в высшей степени лицемерно. Это наглая спекуляция на теме. Впрочем, уверен, слушатель почувствует фальшь и сразу определит, что певец или певица подчинился требованиям конъюнктуры рынка, не руководствовался личными эмоциями, не пропустил случившееся через свою душу. Радует другое. После революций всегда ускоряется темп развития, в том числе и творчества - такова закономерность истории. Появление множества молодых, никому не известных поэтов уже сейчас яркое тому подтверждение.
Критериев, по которым можно определить искреннюю и не очень искреннюю песню, разумеется, не существует. Но, скорее всего, они и не нужны. Зритель, слушатель сам проголосует за ту или иную песню где-то гривной, где-то пультом от телевизора. Конъюнктура тем и отличается от настоящего творчества, что недолговечна.
ОТ РЕДАКЦИИ
За последние несколько месяцев появилось множество песен о Майдане и событиях в Украине. Причем не только у украинских исполнителей: "Воины света" белорусских "Ляписов", "Любовь во время войны" Бориса Гребенщикова, "Маски сброшены" - совместная работа рокера Ревякина и рэперов из группы "25/17"… Перечислять можно долго. А уж среди украинских исполнителей счет идет на десятки, если не на сотни песен. Мы попросили нашего нового звездного репортера Павла Табакова, который также написал песню, посвященную революции в Украине ("Небесну Сотню, Господи, прими"), поразмышлять на тему революционной лирики.
МНЕНИЕ КОЛЛЕГ
А как вам писалось во время революции?
|
Владимир ЯКИМЕЦ, лидер группы "Пиккардийская терция":
- Если откровенно говорить, то вообще не писалось. Не писалось, наверное, потому что, во-первых, я переживаю за то, что сейчас происходит в стране. Во-вторых, в разгар событий мысли еще не сформировались, события-то продолжают развиваться, все постоянно меняется… А в-третьих, я думаю, что лучше творческим людям ждать момента, когда все закончится. Тогда есть возможность творить не сгоряча, а осмыслив произошедшее, передавать свое мнение о событиях.
|
Виктор БРОНЮК, лидер группы "Тик":
- Клип на песню "Люби ти Україну" вышел 19 ноября - буквально за две недели до начала всех событий. Клип получился пугающе пророческим. Когда начали стрелять, когда появились первые жертвы, писать и петь не хотелось. Но даже если бы я что-то и пел в этот период, то как раз о любви к Украине, потому что все начинается с любви. Убежден, что именно любовь спасет мир. Да, наверное, находятся сейчас и те, кто паразитирует на теме Майдана, но мы не должны тратить время, разбираясь, кто и что написал от чистого сердца, а кто нет… Бог им судья.
|
Мария БУРМАКА, певица:
- Это не первая революция в моей жизни. Я отлично помню и 2004 год, и студенческую революцию в 2001 году. И всегда происходило так, что во время этих событий мне было что спеть. Ведь процесс, скажем, борьбы за свое достоинство, за свои права, за Украину и ее реальную независимость - этот процесс не прекращался никогда. Он приобретал только другие формы. Песню "Хранители надежды" я написала за 2 года до этих событий, но она оказалась очень актуальна в декабре минувшего года. Песни были написаны раньше, потому что меня постоянно волнуют затронутые в них вопросы, а я пишу про то, что меня волнует…
Больше материалов звездных корреспондентов читайте в нашей рубрике "Звездный корреспондент".