Чем в начале прошлого века подкупали избирателей

Близится день выборов, и по этому случаю уместно будет вспомнить рекомендации, которые давали киевские общественные деятели местным избирателям в начале прошлого века.

Драка в Городской думе (в центре с колокольчиком мэр И. Дьяков). Карикатура 1907 г.

Электорат с гулькин нос

Года полтора назад "КП" в Украине" уже рассказывала читателям о подробностях процедуры выборов гласных "депутатов" Городской думы согласно дореволюционному "Городовому положению". Напомним, что тогдашние законы далеко не всем давали право избирать и быть избранными. Такую возможность имели только лица мужского пола, не моложе 25 лет, уплачивающие в городскую кассу налоги с недвижимости или предпринимательской деятельности. Их количество составляло ничтожную часть городского населения - на начало ХХ века не более одного процента!

Понятно, что для такой незначительной массы не требовалось печатать многочисленные плакаты и листовки. Агитация была сосредоточена преимущественно в прессе. Городское население Киева в основном придерживалось двух точек зрения: консервативной или либеральной. Каждая из этих группировок располагала своими газетами, которые и учили избирателей уму-разуму: за кого именно следует голосовать.

Брошюры "за" и "против"

Впрочем, для развернутого отображения своих взглядов кандидаты издавали также подробные брошюры. К примеру, в 1910-м перед выборами в Городскую думу вышла в свет книжица под названием "Обзор деятельности Киевской городской думы за четырехлетие 1906-1910 года". Изданная группой гласных либералов из тогдашнего большинства, приближенных к мэру Ипполиту Дьякову, она содержала в себе целый "букет" данных для позитивной оценки городских властей. Читатели могли узнать из нее, что за четыре последних года в Киеве развивались торговля и промышленность, выросли новые корпуса городской больницы и учебных заведений, усовершенствовалась санитарная служба, значительно улучшилось благоустройство, вымощены центральные улицы, расширилась зеленая зона и т.д. "Обзор" был приправлен здравыми сентенциями о роли органов самоуправления в жизни города.

Между тем оппозиционеры имели на тот же предмет свою точку зрения. И вот на белый пиар думского большинства немедленно последовал черный пиар со стороны их противников. Публицисты консервативного лагеря подвели итоги четырехлетия в своей брошюре под красноречивым названием "Спасайте Киев от разорения!". Оппоненты "партии власти" не отрицали, что за четыре истекших года в городском хозяйстве велась бурная деятельность. Но, в отличие от предыдущего состава, дума 1906-1910 годов чересчур активно прибегала к кредиту. Критики клеймили эту практику "отцов города", доказывая ее неэффективность: "Основное качество нынешней Городской думы - ее крайняя бесхозяйственность и расточительность. Дума швыряла городские деньги с легкостью полудевы, состоящей на содержании у богатого старичка". Брошюра внушала избирателям, что у них на глазах формируется новая мафия, которая занимается планомерным грабежом городской кассы, а расплачиваться будут следующие поколения киевлян…

Предвыборные брошюры 1910 года.

Либеральная группировка в мэрии после 1910 года сократилась, однако городской голова Дьяков сохранил свое место. 

Долой самодуров!

Военный инженер Павел Голубятников не один год состоял в киевском городском управлении. Помимо практической деятельности (связанной, в частности, с развитием канализационной и водопроводной сети в Киеве), Павел Васильевич был и активным публицистом.  А накануне муниципальных выборов 1906 года он выпустил брошюру под названием: "Советы киевлянам, избирателям в Городскую думу".

Первая же фраза брошюры гласила: "Что наше городское хозяйство идет из рук вон плохо, это факт общеизвестный". В разделе "Предвыборная агитация" Голубятников осуждает практику явных или скрытых подкупов избирателей, клеветы на конкурентов: "Не подпускайте и близко к думе тех, кто рвется туда с подозрительной настойчивостью, кто не брезгает для этого никакими средствами, даже явно предосудительными".

Но самый сильный акцент автор делает на опасном явлении, которому посвящен раздел "Самодурство в городском управлении". Автор подчеркивал: "Так как дума - учреждение коллегиальное, то в ней в высшей степени неуместными оказываются абсолютисты по своим воззрениям, люди, презирающие коллегиальный строй вообще, поклонники не самоуправления, а самоуправства. Всем другим благам гражданственности они предпочитают "сильную власть", при том, однако, условии, если эта власть в их руках... Эти господа, какими бы флагами патриотизма, благонамеренности, любви к порядку и дисциплине и пр. они ни прикрывались, прежде всего - враги закона. Закон дает городу самоуправление как драгоценный дар, как лучший залог благоденствия, а они, обходя закон изобретательностью своих, часто недюжинных, умов, подчиняют город своей собственной тиранической власти, неудержимо при этом увлекая его в бездны разоренья и деморализации". 

КСТАТИ

Увековеченный драчун 

 

Николай Чоколов. 

В предвыборной брошюре под названием "Наши гласные", выпущенной в 1906 году, крепко досталось члену городской управы Николаю Чоколову. Он владел дрожжево-винокуренным заводом на Глубочицкой улице, состоял купеческим старостой и не раз был удостоен доверия избирателей Лукьяновки при выборах в мэрию. Но брошюра (прямо скажем, не без оснований) обвиняла его во многих прегрешениях: "Заботится лишь о своих удобствах, на обывательские же нужды плевать хочет, полагая, что ён (т. е. обыватель) всё стерпит, поставь ему лишь раз в четыре года угощение. Твердо верит в мощь разгорячительных напитков, больше, чем в свои таланты... Одного гласного в думе побил и, отсидев, норовил побить купца в купеческом собрании... Караул, господа!". 

Тем не менее выборы 1906-го сохранили за Чоколовым местечко в Городской думе. Может быть, избиратели Лукьяновки действительно были падки на щедрые раздачи спиртного, которые Николай Иванович культивировал в качестве "предвыборной агитации". Однако киевляне знали и о том, что в начале минувшего столетия Чоколов оказал добрую услугу десяткам рабочих семей. Благодаря его пожертвованиям и поддержке в городских органах оказалось возможным приобрести участок земли по дороге на Жуляны и возвести там на артельных началах поселок для рабочих, мастеровых и служащих. В августе 1905 года при освящении поселка решено было дать ему наименование "Чоколовка". Уже на нашей памяти бывший бульвар Ленина в этой части Киева переименовали в Чоколовский бульвар, окончательно закрепив на карте столицы имя драчливого мецената.