Ректор Национального университета пищевых технологий Сергей Иванов: "Наш принцип - ставка на качество и новаторство"

Близится время, когда распахнутся двери приемных комиссий для абитуриентов 2014 года.

К этому ответственному моменту готовятся и пока еще школьники, и их родители, и, конечно, сами вузы. На вопросы, которые чаще всего возникают у абитуриентов и их родителей, ответил ректор одного из старейших вузов страны Национального университета пищевых технологий (НУПТ), доктор химических наук, профессор, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, лауреат Республиканской премии им. Н. Островского, кавалер ордена "За заслуги" III степени Сергей Иванов.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - ГАРАНТИРОВАНО 

- Можно ли получить качественное высшее техническое образование в Украине?

- Качество высшего образования, в частности высшего технического образования, определяет уровень развития страны. Поэтому каждое государство, и Украина - не исключение, прилагает все усилия для обеспечения качества высшего образования на уровне мировых требований.

Что же касается качества высшего технического образования - с уверенностью могу ответить за качество образования, предоставляемого Национальным университетом пищевых технологий. Мы, изучив, проанализировав и обобщив опыт ведущих университетов мира и требования работодателей из числа лидеров различных отраслей промышленности Украины и других стран, применяем полиморфную модель высшего технического образования, ориентированную на полифункциональный характер будущей профессиональной деятельности наших выпускников. Разработанная модель базируется на лучших традициях инженерного образования. В первую очередь, на фундаментализации учебного процесса и повышении уровня практической подготовки студентов. Поэтому мы колоссальные усилия прилагаем для поддержания материально-технической базы учебного процесса на наивысшем уровне. И тут нам очень помогают бизнес-структуры как украинские, так и мировые. В тесном сотрудничестве с ними мы регулярно модернизируем учебные лаборатории, получаем возможность проводить обучение студентов в производственных условиях, отправлять их на практику и стажировки. В результате наши выпускники в минимальные сроки адаптируются в производственных условиях и не требуют переучивания.

- А что дает такая модель абитуриентам?

- В основе реализации нашей модели - стремление поступающих стать успешными и востребованными, она предусматривает возможность заполнения тех или иных прорех в разных отраслях знаний по программам средней школы. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую выпускники просто не вытягивают до университетского уровня, так как в последние годы уровень школьной подготовки существенно снизился. И часто возникают парадоксальные ситуации, когда школьник отчаянно хочет учиться, к примеру, на пищевых технологиях, но не может сдать ВНО по химии, чтобы набрать хотя бы необходимый для поступления минимум баллов. Родители нанимают репетитора, кое-как барьер преодолевается, и вот достигнув мечты и став нашим студентом, он начинает демонстрировать отличные результаты по столь ненавистной в школе химии. К слову, на пищевых технологиях их (химий) учат семь. Поэтому мы приложили определенные усилия, чтобы добиться для таких вот поступающих права выбора, и теперь они могут для поступления выбрать кроме химии иностранный язык, по которому, возможно, чувствуют себя увереннее. А наши педагоги на первом курсе устранят школьные огрехи и "подтянут" ту же химию, равно как и другие предметы. 

Кстати, о педагогах. Опыт лидеров высшего образования европейских стран показывает, что успеха достигают те вузы, в которых учатся и развиваются не только студенты, но в первую очередь - преподаватели, причем прежде всего за счет участия в научных исследованиях и внедрения их результатов, путем стажировок на современных предприятиях с инновационными технологиями и суперсовременным оборудованием. Именно таковы преподаватели в НУПТ - активные, любознательные, неспокойные в самом лучшем понимании этого слова, в постоянном росте, движении, поиске. И подтверждением тому - высокий статус нашего университета в отечественных и международных образовательных и научных кругах. 

- Немаловажным для абитуриентов и их родителей при выборе вуза сейчас является наличие программ обмена…

- Да, академическая мобильность в последнее время приобретает все большую популярность. Поездка за границу, да еще с пользой для учебы - очень привлекательная возможность. Набор по государственной программе международных стажировок пока приостановлен, но мы обеспечиваем такие возможности благодаря собственным договорам с иностранными университетами. Конечно, многие хотели бы воспользоваться возможностью пройти практику по своей специальности в другой стране, но, кроме желания, нужно хорошо знать иностранные языки и профильные предметы.

Пока чаще всего по программам академической мобильности у нас отправляются за рубеж студенты, молодые ученые и преподаватели факультетов инженерной механики и упаковочной техники, гостинично-ресторанного и туристического бизнеса, экономики и менеджмента. Остальные же больший упор делают на участие в международных научных конференциях, где на довольно высоком уровне представляют украинскую пищевую науку.

Практическое занятие в микробиологической лаборатории.

РЕЗУЛЬТАТ - УСПЕШНОЕ БУДУЩЕЕ 

- Но это уже старшие курсы, а как вчерашнему школьнику не "потеряться" в вихре выгодных, по крайней мере на первый взгляд, предложений и не ошибиться в выборе?

- Современный мир характеризуется бурным развитием техники, технологий и информации, объем которой стремительно растет и школьникам все тяжелее ориентироваться в информационном мегапространстве, которое к тому же часто искажается через объективные и субъективнее причины. Тут немудрено растеряться. Желаний и амбиций у юноши или девушки может быть много, и как действительно не ошибиться, волнует всех. Тут можно много и долго советовать. Я рекомендую подходить к решению вопроса о своем будущем ответственно. Для начала выяснить, что собой представляет вуз, есть ли за внушительным фасадом рекламных ходов история, традиции, как обеспечивается качество учебного процесса, где будет и будет ли проходить практика, где потом можно и можно ли трудоустроиться. Проверить наличие лицензии, узнать уровень аккредитации. Существенную помощь могут оказать рейтинги независимых экспертов, работодателей, выпускников. И непременно нужно хотя бы один раз самому посетить выбранный вуз, увидеть все своими глазами, пообщаться с преподавателями и студентами. Это удобно делать в День открытых дверей, но мы у себя в университете всегда рады гостям. Наш факультет доуниверситетского образования организовывает индивидуальные экскурсии для целых классов по всем факультетам и кафедрам в удобное для школьников и их учителей время, во время которых они могут поприсутствовать, а то и поучаствовать в лабораторных работах студентов, пройти тестирование на профессиональную пригодность. Кстати, к таким тестированиям стоит прислушаться, ведь они могут помочь понять свои склонности и выбрать для себя правильное поле деятельности, а значит, не потратить зря несколько лет учебы по специальности, к которой не лежит душа и по которой потом ни дня не будешь работать. 

- В вашем университете выбор чрезвычайно велик…

- Да, начав в 1884 году свой путь с подготовки технологов, химиков и мастеров сахарного производства, наш вуз ныне стал многопрофильным образовательно-научным комплексом. Мы предлагаем конкурентоспособное и востребованное на рынке труда высшее образование по 155 образовательным программам для высокотехнологичных отраслей промышленности. И каждый год мы начинаем подготовку по новым, зачастую уникальным программам, по которым больше в Украине не готовят нигде. Мы создали замкнутый цикл ступенчатого образования от уровня "младший специалист", который можно получить в наших колледжах и техникумах, расположенных во всех регионах страны, до обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Последипломное образование, повышение квалификации для уже работающих специалистов - услуги, которые предоставляют два наших института последипломного образования.

130 лет успешного развития доказывают правильность нашего главного принципа - ставки на качество и новаторство. Сегодня Национальный университет пищевых технологий - бесспорный лидер в области подготовки специалистов для практически всех отраслей промышленности. Именно поэтому у наших выпускников нет проблем с трудоустройством, скорее у них проблема выбора. 

Почти 20 % промышленного производства в нашей стране приходится именно на пищевую промышленность. Ей не страшны никакие катаклизмы, и даже в кризисные времена у предприятий пищевой отрасли были лишь незначительные падения. Да и по природно-климатическим условиям Украина больше тяготеет к аграрному сектору, и потенциал для переработки сельхозпродукции в нашей стране достаточно велик, а значит, перспектив для развития отрасли очень много. Пищевая индустрия имеет также и большие экспортные возможности, следовательно, спрос на специалистов, обслуживающих предприятия отрасли (а это не только технологи, но и эксперты по качеству, наладчики оборудования, специалисты по упаковке, автоматическим системам управления, экономисты, управленцы, рекламисты и многие другие), будет всегда. Не скрою, учиться у нас нелегко, но результат - успешное будущее - того стоит.