Если не остановить ВИЧ, уже через полвека здоровых людей в Украине не останется

В редакции «КП» прошла острая дискуссия о том, как нам бороться с вирусом иммунодефицита человека

Как вечное напоминание об этой страшной болезни - в Швейцарии установили памятник Фреди Меркьюри, самой известной жертве СПИДа.

В редакции «КП» прошла острая дискуссия о том, как нам бороться с вирусом иммунодефицита человека.

В этом году исполняется 20 лет с момента регистрации первого случая ВИЧ-инфекции в Украине. Сегодня у нас уже более 76 тысяч человек имеют этот диагноз. Если болезнь будет и дальше распространяться с такой же скоростью, через полвека в нашей стране не будет ни одного здорового человека! Так утверждают лидеры общественных организаций и медики. Что нужно делать сегодня, чтобы защитить своих детей и внуков завтра? Как помочь больным людям справиться с недугом? С какими проблемами сталкиваются они каждый день? Как научить общество спокойно жить рядом с ВИЧ-положительными людьми? Все эти вопросы мы решили обсудить за круглым столом и пригласили в редакцию «Комсомолки» тех, кто не понаслышке, а на собственном опыте знает, что такое СПИД: чиновников, медиков и представителей общественности. Итак, участники дискуссии: первый заместитель министра здравоохранения Украины Александр ОРДА, директор Государственного фармакологического центра МЗ Виктор ЧУМАК, председатель Комитета по противодействию ВИЧ/СПИДу при Минздраве Василий ПЕТРЕНКО, представители благотворительной организации «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИДом» Дмитрий ШЕРЕМБЕЙ, Богдан ЗАИКА, Анна ГРЕКОВА, а также посол доброй воли ООН по ВИЧ/СПИДу в Украине, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лилия ПОДКОПАЕВА.

Анна ГРЕКОВА: - Проблем у людей, пораженных этим страшным недугом, сейчас очень много. Уже выросли дети, которые начали принимать антиретровирусную терапию. Они дожили до 7-8 лет. Если раньше родители вкладывали им в ротики таблетки, то сейчас они вышли на улицу, в большую жизнь. Но общество не готово принять их.

Со дня регистрации первого случая заражения прошло 20 лет, у нас несколько лет идет программа антиретровирусной терапии, а в Украине лишь месяц назад выпустили первую книжку-инструкцию для ВИЧ-инфицированных детей.

А сколько заключенных применяет у нас антиретровирусную терапию? В Киевской области в Лучанской колонии - всего 4 человека.

Еще один аспект - феминизация эпидемии СПИДа в Украине. 52% инфицированных - женщины репродуктивного возраста, из них 40% - замужние. Все думают, что проблемой считается ВИЧ-позитивный статус у женщины. Но на самом деле - это еще полбеды. Проблемы начинаются, когда такая женщина решает родить ребенка. Походы в поликлиники, женские консультации… Ведь невозможно сегодня добиться разрешения на роды кесаревым сечением! Не во всех регионах можно получить детскую смесь. Затем - детские садики, школы, и родители должны рассказать ребенку о его статусе. И где социальные программы и психологи, которые помогут родителям нормально рассказать ребенку о его статусе?

Вообще, у нас в стране ситуация, как на «Титанике», когда столкновение с айсбергом уже произошло, но экипаж еще делает вид, что все нормально. Лишь бы не было паники.

Александр ОРДА: - Когда проблема ВИЧ возникла в мире, в Украине думали, что нас это не коснется (был еще Советский Союз, закрытые границы). То был первый этап расслабленности. Мы тогда не говорили вслух, что ВИЧ - действительно проблема. И в результате ни медики, ни, самое главное, общество оказались не готовы. Был упущен очень важный момент, когда болезнь вышла из узкой среды людей, употребляющих наркотики и занимающихся секс-бизнесом, на широкий простор. Страна, конечно, начала беспокоиться, но все же мы еще стеснялись говорить, что у нас есть инъекционные наркоманы, и не предприняли необходимые меры.

В чем разница между нами и заграницей? Там проблемы СПИДа обсуждались открыто, широкие слои населения искали возможные пути передачи и необходимые меры борьбы с инфекцией. У нас же еще пять лет назад сказать с экрана телевизора о существовании презервативов было так стеснительно, что никто даже слово такое выговорить не мог! Отсутствие информации - основной фактор, приведший к распространению ВИЧ.

Года два назад мы опросили студентов. Но даже в этой продвинутой среде по проблеме ВИЧ/СПИД оказался информирован только каждый десятый! И это в лучших киевских вузах, а что уж говорить о периферии?!

Увы, украинский социум не готов воспринимать инфицированных людей как полноправных членов общества. Хотя ситуация постепенно меняется, и все больше людей начинает понимать, что это не вина ВИЧ-инфицированных, а их беда, им нужна помощь. И здесь задача государства - создать такие социальные и медицинские условия, чтобы они жили нормальной полноценной жизнью. Чем больше мы будем информировать население, тем быстрее мы получим эффект. Здесь важно докричаться до всех.

В то же время по нашим законам, планируя программу, к сожалению, мы не можем внести компоненты финансирования информационного сопровождения. Впервые за много лет в этом году у нас в программе появилось 5 миллионов гривен. Но парадокс в том, что в Министерстве здравоохранения нет людей, способных создать хотя бы концепцию информационного обеспечения. Прошло 10 месяцев, а мы бьемся как рыба об лед.

Дмитрий ШЕРЕМБЕЙ: - В нашей стране только несколько лет применяется антиретровирусная терапия, а до ее появления все ВИЧ-позитивные люди были обречены. Конечно же, ничто не эволюционирует сразу, но очень важно в любых реформах идти самым прогрессивным путем, а не темными закоулками. Как ВИЧ-позитивный человек, скажу: нам выживать непросто! Мы понимаем: все еще будет меняться, но в то же время многое можно изменить гораздо быстрее! В Киеве, в больших городах еще есть какие-то условия. Но в маленьких городах картина очень печальная: по отношению к «позитивному» человеку, пониманию проблемы.

Увы, в наших условиях ничто не мотивирует человека сдавать тест на ВИЧ. Географическое расположение лабораторий, плата за анализ, отсутствие анонимности...

Здоровые люди не владеют полной информацией о ВИЧ и путях его передачи, поэтому боятся. Все знают номер телефона, куда звонить при пожаре, но немногие знают, куда позвонить, чтобы больше узнать о ВИЧ/СПИДе.

Если каждый год в Украине количество «позитивных» людей будет расти такими темпами, то уже через 50 лет у нас будет 50 миллионов человек с ВИЧ! И вот вопрос: что же надо предпринять, чтобы предотвратить такое страшное явление? Нам нужна четкая ясная программа по преодолению проблемы, где будут задействованы все госструктуры и общество. Лидером в этом движении должно обязательно стать государство. Все, чего мы хотим, чтобы государство сказало: «Мы будем прилагать максимум усилий, чтобы люди жили, имели будущее и не болели. С этого дня мы не опустим руки до тех пор, пока хотя бы не локализуем эпидемию».

Василий ПЕТРЕНКО: - Ежедневно у нас регистрируется в среднем 47 случаев ВИЧ-инфицирования. Тенденции к уменьшению на сегодняшний день нет. Что самое больное в этой беде? Это вопросы мигрирующего населения, проблема эффективных методов выявления инфекции, эффективного лечения и профилактики, информационная политика нашего государства по проблемам ВИЧ-СПИДа. Сейчас в Украине работает международная миссия по оценке существующей программы действий по преодолению ВИЧ. Она завершает свою работу в следующем году. 30 авторитетных международных экспертов оценивают деятельность государства, неправительственных организаций, различных секторов по организации работы и выполнению этой программы. Предварительные результаты обещают нам предоставить к концу текущего года. Параллельно мы разрабатываем концепцию преодоления СПИДа в Украине на следующие пять лет. Это основа новой национальной программы. Так что работа идет, и уже к маю 2008 года национальная программа будет принята.

Лилия ПОДКОПАЕВА: - Я объехала много детских домов ВИЧ-инфицированных и наркологических центров. Видела, в каком состоянии находятся эти места. Я искренне восхищаюсь людьми, которые там работают. Конечно, им нужна поддержка государства. Но мне кажется, что чиновники просто не хотят этого делать! Они решают свои политические проблемы, делят власть и просто не задумываются, что завтра их тоже может коснуться проблема ВИЧ. Ведь у них есть дети, внуки…

Нам нужно не только предотвратить распространение болезни, но и подумать о молодежи. Она должна быть здоровой и успешной. Мы, представители шоу-бизнеса и спорта, второй год проводим акцию, которая называется «SOScтрадание». Нам очень хочется, чтобы все люди понимали и протягивали руку помощи. И мне очень приятно, что мои друзья объединились и абсолютно бескорыстно выступят 1 декабря в благотворительном концерте. К сожалению, не все СМИ понимают важность этой акции. Бывает, приходишь на телеканал и говоришь, вот, мол, социальный проект, а в ответ слышишь: «Извините, это будет нерейтингово, канал потеряет деньги…». Так, может быть, государству стоит принять закон о том, чтобы 5-10 процентов телевизионного времени отдавалось под социальные проекты?

А. О.: - Я согласен насчет социального вещания. Поражает такой пример: если где-то в мире разбивается самолет, посчитайте, сколько СМИ об этом говорят и на протяжении какого времени? Минимум три дня. Так вот: от туберкулеза в мире каждый день умирает столько людей, как если бы два боинга падали каждый час! Но об этом СМИ молчат! И когда мы обращаемся к ним с социальной рекламой - у них тоже проблемы. Да, есть закон, который обязывает демонстрировать социальную рекламу. Но подготовить демонстрационный материал стоит денег, и еще каких! Нет понимания того, что социальная реклама не может оплачиваться по расценкам политрекламы. То есть тут надо и понимание СМИ. Общество должно мобилизовать все возможные резервы, чтобы преодолеть эпидемию ВИЧ.

Д. Ш.: - Добавлю по поводу мобилизации ресурсов. Если мы посмотрим на сегодняшнюю встречу - присутствуют представители Министерства здравоохранения, а проблема-то затрагивает все общество. К медицине она имеет отношение по препаратам, по тестированию. СПИД - в первую очередь социальная проблема.

«КП»: - Кого же еще нам звать для обсуждения этой проблемы?

А. О.: - Всех - Министерство семьи и молодежи, Министерство образования, МВД. Ведь это серьезная проблема. ВИЧ-инфицированный, которого задержали органы правопорядка, перестает получать доступ к заместительной терапии, у него забирают все - даже антиретровирусные препараты, которые он носит с собой в кармане. Все забирают! И доказать «сержанту Петренко», что этот препарат ему жизненно необходим, - невозможно. Также нужны Минфин, Минэкономики и Гостелерадио, раз уж мы говорим, что это социальная общенациональная проблема. Я бы сказал больше: борьба с ВИЧ/СПИД - вопрос выживания общества, значит - это вопрос национальной безопасности.

Д. Ш.: - На самом деле у государства нет ресурсов, чтобы помочь тому количеству людей, которые в этой помощи нуждаются. «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИДом» обслуживает 27 тысяч людей. А еще есть очень много организаций - громадный ресурс, который финансируется зарубежными донорами. У нас же на это денег не дают. Вовлечение гражданского населения в Британии, Германии, Франции и половине Европы спасло их от развития эпидемии. Если мы не организуем такой процесс у нас, то ничего в результате не добьемся. Если чиновники сегодня не начнут действовать активно, для следующего правительства борьба с ВИЧ будет безнадежной задачей.

Богдан ЗАИКА: - Говорят, все у нас плохое - система, менталитет, рыночные отношения. Так давайте уже как-то это все решать. Да, мы многого добились. Три года назад в Украине получало лечение всего 130 человек за средства госбюджета, а сегодня - около 2 тысяч. Но в 2012 году заканчивается проект Глобального фонда. Меня беспокоит одно: 46 тысяч людей в этой стране останутся без лечения, и я в том числе, а у меня еще маленький ребенок. Я не хочу стать жертвой чьей-то глупости, и мне придется переезжать со своей семьей туда, где есть таблетки. И таких в Украине - более 40 тысяч семей!

Не надо питать иллюзий, что у нас все замечательно в регионах. Например, Днепропетровск: 40 коек, один туалет без двери. Езжайте посмотрите! Мы год бились за то, чтобы прооперировали ВИЧ-инфицированного из Чернигова. «Под дулом» телекамер в Киеве согласились удалить ему опухоль. А знаете, как с другими людьми происходит? Попробуйте вызвать скорую для ВИЧ-позитивного - да она же никогда не приедет! В Украине сплошь и рядом отказывают нам в медицинской помощи. Кто в этом виноват, кто создал такую систему, что ВИЧ-позитивный человек не имеет права на жизнь и на будущее?

Д. Ш.: - Только от осознания серьезности последствий люди начнут что-то делать. Самый страшный урок для всего мира - это Африка. 40% населения там живет с ВИЧ. Правительства стран континента теперь признают: если бы 20 лет назад они знали, что будет, то бросили бы все силы ради того, чтобы это не случилось. Неужели и мы хотим через 15 лет сказать такие же страшные слова? Уже нет пути назад, сегодня - это та точка, откуда не возвращаются.

СПРАВКА «КП»

От СПИДа умерли:

ЦИФРЫ

По данным Международного альянса по ВИЧ/СПИД, за первое полугодие 2007 г. в Украине зарегистрировано 8 715 новых случаев инфицирования ВИЧ. Диагноз СПИД установлен в 2 372 ВИЧ-инфицированных, среди них 60 детей в возрасте до 14 лет. 1 207 человек, в том числе 8 детей, умерли от СПИДа.

На диспансерном учете в Украине состоят около 77 тысяч человек.

Больше всего больных в Днепропетровской, Одесской, Донецкой, Николаевской областях, г. Севастополе и АР Крым.

КОНКРЕТНО

ВИЧ распространяется так: