Тест сдал - тест принял

Первопроходцам
было тяжелее

…Час до начала испытания. Ильичевские школьники волнуются, теребя в руках паспорта и приглашения на экзамен, ищут свои фамилии в списках аудиторий. В этом году к тестированиям готовы лучше и ученики, и учителя. Первопроходцам в 2006-м было сложнее.

Сегодня все не только знают, какого типа будут задания, но даже неоднократно тренировались их решать. На основное нарекание выпускников прошлого года - нехватку времени Министерство образования отреагировало очень «оригинально». Например, к тестированию по украинскому языку чиновники добавили полчаса, но и ввели при этом новые задания.

11 утра. Начинается тестирование. Каждый школьник получает тетрадь с заданиями и бланки для ответов. Их потом отправят в другой регион на проверку. Имен-фамилий нет, вместо них штрих-коды. Во время тестирования никаких шпаргалок и подсказок — иначе школьника могут вообще лишить права сдавать тест. За 135 минут, пятнадцать из которых отводится на проведение инструктажа, выпускники должны найти ответ на около полусотни тестовых вопросов и написать небольшую творческую работу.

Предлагали еще
в девяностые годы


…Идея введения в школах внешнего тестирования не нова. Еще в 1993 году первый министр образования независимой Украины Петр Таланчук предлагал подобную систему проверки знаний выпускников. Но народная мудрость гласит: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Только в 2006 году около 40 тысяч ребят, а это 10 процентов всех выпускников школ, получили возможность проверить свои знания по украинскому языку, математике или истории методом независимого тестирования. В этом году их количество значительно увеличилось. Окончательный переход на тестовую форму оценивания знаний произойдет лишь в 2009. К тому времени разработают уже тесты по всем предметам, и у них будет различная степень сложности. К примеру, абитуриент, поступающий на филологический факультет, должен знать украинский язык глубже, чем тот, кто решил связать свою жизнь с математикой.

Вопросы легкими
назвать нельзя


Пока же тестовые тетради остаются одного уровня для всех. Но и их легкими назвать нельзя. Некоторые ученики после окончания тестирования признавались, что «ряд вопросов был под силу только призерам олимпиад». Это подтверждали и многие учителя-практики. Конечно же, внешнее тестирование подстегнет их серьезнее относиться к учебному процессу и больше работать с выпускниками. Но, к сожалению, копируя «модные» западные модели образования, мы рискуем потерять десятилетиями накопленный опыт отечественной педагогики. Ведь как можно «протестировать» будущего художника, музыканта, поэта или каким образом в узких рамках теста можно распознать действительно талантливого ученика? Так что приживется ли в нашей стране такая форма проверки знаний, покажет время.

Возможность учиться
за границей

А вот что думает на этот счет Анатолий Анисимов, директор Одесского регионального центра оценивания качества образования:

— Внедрение внешнего независимого тестирования способствует интеграции Украины в общеевропейское образовательное пространство. На сегодняшний день наше государство в числе множества других стран принимает участие в Болонском процессе, основные задачи которого — выработка единых стандартов в образовании и критериев оценивания его качества, взаимное признание документов об образовании. А это значит, что у молодых людей появится возможность учиться не только в Украине, но и за рубежом. Реально расширится и рынок труда.

По мнению господина Анисимова, с точки зрения равенства доступа к высшему образованию перемены в системе вступительных экзаменов назрели давно. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что тестирование становится серьезной преградой на пути возможной коррупции при поступлении в вузы.

Всем давно известно, что результаты выпускных экзаменов в разных школах невозможно сравнить между собой в связи с отсутствием четко определенной единой методологии оценивания. Не существует и единой технологии проведения экзаменов для отбора в высшие учебные заведения.

В настоящее время в Украине сертификацией достигнутых результатов в школе служит итоговая государственная аттестация, а отбору кандидатов для следующего этапа обучения — вступительные экзамены в вузы. Независимое тестирование призвано выполнять обе эти функции: сертификацию знаний, то есть определение степени соответствия учебных достижений выпускников государственному образовательному стандарту, и отбор кандидатур в масштабах всего государства для продолжения обучения в вузах. Таким образом, выпускные и вступительные экзамены проводятся по единым программным требованиям.

— Инструментом для выполнения вышеназванных функций тестовые технологии были выбраны не случайно, — подчеркивает Анатолий Анисимов. — Тесты имеют существенные достоинства — могут разрабатываться, проводиться и проверяться с использованием компьютерной техники, требуют сравнительно незначительных временных затрат для проведения и проверки. Они пригодны для контроля высокого уровня учебных достижений, поскольку оценивается не только конечный ответ, но и приводящий к нему ход логических действий. Самым главным преимуществом является то, что процесс проверки минимально зависит от личного мнения учителя. Это повышает степень объективности оценивания знаний.

Есть и другая точка зрения

Сергей Васютинский, кандидат технических наук, доцент кафедры криогенной техники, директор института заочного и дистанционного образования Одесской государственной академии холода:

— Я считаю, что идея тестирования сегодня продвигается без понимания цели. Во-первых, внедрять ее надо не за год-два, а постепенно. И надо определиться, для чего это тестирование необходимо. Если только как средство борьбы с коррупцией — то этого недостаточно. Да и коррупцию в нашей стране вряд ли искоренишь. Если результаты выборов удается сфальсифицировать, то что уже говорить о тестировании!
Тесты надо использовать как поиск оптимальных путей оценки способностей молодого человека. Каждый университет старается выявить того абитуриента, который необходим конкретно ему. А в этом случае унифицированный подход уже невозможен. Кроме того, тесты содержат огромное количество заданий. Чтобы прочитать, обдумать, решить и записать ответ на бланке, отводится в среднем менее двух минут. Естественно, такой жесткий цейтнот заставляет многих бездумно угадывать ответ.