Отдохнуть успеется
В Киеве он навестил Николая Захаровича Ширяева, летчика-штурмовика 189-го гвардейского полка им. Суворова. Ветерану - 92 года. Несмотря на возраст, Николай Захарович каждое утро делает зарядку и продолжает ходить на работу. "Должности занимать по возрасту не годится", поэтому стал "общественником". Руководит комитетом инвалидов войны своего микрорайона в городском совете ветеранов. Всеми доступными средствами "выбивает" помощь для своих подопечных.
"Вот есть у меня здесь один товарищ, - рассказывает о своих буднях ветеран. - Ему 100 лет, а жить не на что! Так я хожу по предприятиям, нахожу ему помощь".
Сам в поддержке не нуждается. Если что, всем помощникам один ответ: "У меня для этого есть сын!" У Ширяевых уважают преемственность поколений и семейные ценности.
"Немного не добыл"
Сергей Тигипко рассказал, что его отец вернулся с войны с ранениями, всю жизнь хромал. Его семья потеряла в войну троих родственников, но день 9 Мая в семье всегда отмечали как большой праздник. А с 1971-го он стал еще эмоциональнее и светлее: "Служил тогда в танковом батальоне, а жена - беременная, - вспоминает политик. - Дозваниваюсь домой - говорят "родила", я скорее к комбату: "Жена родила". Он говорит: "Ладно, езжай, а дочку Викторией назови!"
Николай Захарович утверждает, что для него 9 Мая - первый праздник, как Новый год. За войну он совершил 78 боевых вылетов. Для того чтобы получить звание Героя Советского Союза, нужно было 100.
"Я немного не добыл - ну и шут с ним. Зато вернулся домой живым и здоровым", - смеясь, комментирует свой "недобор" летчик-штурмовик.
По просьбе гостя вспоминает наиболее яркие события войны: как летчики летали зимой над северным морем бомбить немецкий флот - многих сбивали, потому что корабли были очень хорошо защищены. Но никто так и не прыгнул с парашютом: "Холодно, январь-февраль, вода ледяная, - вспоминает ветеран. - Две минуты побарахтаешься - и все равно на дно. Так какой смысл?" - смеется летчик.
|
Нравственные ориентиры
Николай Захарович ярко помнит, как после войны, их, бойцов гвардейского полка, командование отправило на экскурсию в Рейхстаг. Летчики и стрелки осмотрели Рейхстаг с удовлетворением, облазили подвалы, посмотрели канцелярию и сфотографировались. Фото до сих пор в семейном архиве, бережно хранится отдельно, чтобы не потерялось.
"Мне один коллекционер за него большие деньги предлагал - дескать, у него много разных фото военного времени есть, а вот чтобы на Рейхстаге - нет, - комментирует свой военный альбом Николай Захарович. - Но я не согласился".
"Да, это очень важно хранить в семье, - согласился Тигипко. - Важно рассказывать все, что пережил, внукам и сыновьям".
Сергей Леонидович поблагодарил героя за его подвиг.
"Очень душевная беседа получилась, - прокомментировал он свой праздничный визит. - Жаль, по 100 грамм не выпили, но рано еще. Сейчас поеду по селам к ветеранам - там уж точно отметим как положено!"
Переходя на серьезный тон, политик напомнил, что сегодня праздник омрачен кровопролитиями на нашей земле.
"В этой ситуации мы должны помнить, что нет ничего ценнее человеческой жизни, - отметил Тигипко. - Нельзя перейти последнюю черту. Не за это воевали наши предки. Мы обязаны остановить противостояние".
По его мнению, та колоссальная сила духа, единение, готовность бороться до конца за правое дело, которую показали наши отцы и деды, - это безусловный нравственный ориентир для нас и всех будущих поколений.