На днях в Харькове огласили приговор по громкому делу.
В прошлом году «Комсомолка» писала об этом диком случае, переполошившем весь Харьков (см. «КП» за 11 ноября 2006 года). Тогда на пороге суда мужчина зарезал собственную жену. Это произошло за несколько минут до того, как их должны были развести. Прежде чем к жертве подоспела помощь, он нанес ей восемь ножевых ранений.
Женщина умерла в машине «скорой», а убийцу отправили в следственный изолятор. Расследование затянулось на целый год. И вот на днях суд вынес свой вердикт.
Избил беременную
Они познакомились пятнадцать лет назад на рынке. Елена торговала цветами, а Юра продавал сигареты. Он недавно вернулся из Афгана и мало с кем общался, но видной девушке начал оказывать знаки внимания.
Когда будущего зятя увидела мама Лены, то расплакалась и сказала дочери, что он ей не пара: очень замкнутый, даже злой. Та в ответ лишь покачала головой: «Мама, я же влюбилась!»
- Вскоре они сыграли свадьбу и обвенчались, - вспоминает мать Лены Валентина Шаповалова. - Несмотря на радостное событие, все заметили, что дочь была сама не своя, грустная. А кто-то из родственников уже во время застолья сказал, что, мол, не будет у них жизни. Его слова стали пророческими.
Юра оказался очень ревнивым, запрещал Лене общаться даже с подругами. А однажды не найдя ее дома (Лена пришла ко мне в гости), он избил ее беременную прямо у подъезда. Озверевшего Юру еле оттащили соседи.
После рождения сына зять вроде немного успокоился, образумился. А потом избил дочку снова. И понеслось. Вытерпев тринадцать лет унижений и страха, Лена решилась на развод. Когда сообщила об этом мужу, тот только ухмыльнулся и сказал: «Никому тебя не отдам. Так и знай».
«Берегись, милая, ножа!»
Елена забрала с собой сына-подростка, которого, кстати, в честь отца назвали Юрой, и ушла к матери. В суде тем временем готовили документы на развод.
Перед тем как встретиться в последний раз, Юрий позвонил с угрозой: «Ну, милая, берегись ножа!».
- Дочь мне рассказала об этом, и мы решили ее одну не отпускать. Она пошла в суд с двумя приятелями, которые хотели ее уберечь. Да не смогли, - плачет мать.
Через десять минут Елена должна была стать свободной. На пороге суда стоял человек, с которым они прожили почти шестнадцать лет. Она его боялась, но подошла. Ее приятели куда-то ненадолго отлучились.
Пока Юра с Леной беседовали, он разворачивал какой-то пакет, а потом вдруг резко ударил бывшую жену ножом: один раз, второй, третий...
- Подбежавшие люди его остановили, но бывший афганец уже успел нанести восемь ударов, - рассказывает оперуполномоченный Московского района Харькова. - Женщина умерла в машине скорой помощи, а убийцу отправили в следственный изолятор.
Соседи добром не поминают
Это страшное убийство соседи Юры и Лены обсуждают по сей день. Три женщины, которые в момент нашего визита собрались возле подъезда, объяснили корреспондентам «КП», что у Лены и Юры поначалу все шло складно. Купили машину, отдали сына в престижную частную школу.
- Но, вы знаете, когда они сюда только переехали, Лена умудрилась переругаться со всеми. Грубила, не стеснялась в выражениях. Кто-то тогда еще сказал: в дом вселился сатана.
- А жили они, как и многие другие, - перебивает другая женщина. - Он то на стройке работал, то на заработки в Россию ездил.
Полностью опровергают слова соседей мать и те люди, на чьих глазах Лена выросла. Отмечают, что она была доброй, отзывчивой, очень ранимой.
- У нее этот Юра стал единственным мужчиной в жизни, - делится близкая знакомая семьи.
|
«Я не виновен, так должно было случиться»
Расследование затянулось на целый год. Заседания часто откладывали, переносили, а свидетелей вызывали по одному. Юрий Дмитриев прошел несколько экспертиз, пытаясь доказать свою невменяемость, и родственники Елены уже забили тревогу, подозревая, что преступника просто хотят «отмазать».
Перед тем как огласить приговор, судьи еще раз поинтересовались у Юрия, зачем он убил. На что мужчина скупо ответил: «Из-за большой любви». Но опытные юристы ему не поверили, рассудив иначе и назвав причиной трагедии квартирный вопрос. Елена при разводе хотела поделить квартиру и потратить деньги на образование сына. Юрий же категорически воспротивился такому решению. В итоге его приговорили к четырнадцати годам лишения свободы за преднамеренное убийство.
У бывших супругов остался сын Юрий. Сейчас он живет с Валентиной Шаповаловой. Ребенок на последнее заседание идти отказался, побоявшись, что просто не сможет смотреть отцу в глаза. По словам бабушки, после смерти матери и неоднократного общения с правоохранителями у ребенка сильно расшатались нервы.
- Внуку недавно снова снилась мама. Будто они сидят на крыше, и Лена говорит, что теперь живет на небесах, - вздыхает Валентина Владимировна. - И я, и наши родственники, присутствовавшие на последнем заседании суда, все заметили, что глаза у этого негодяя были пустыми: ни боли, ни раскаяния.
Когда мне дали слово, я спросила у него: «Ты понимаешь, скольким людям изуродовал жизнь? Я потеряла дочь, твой сын - мать». На что он ответил: «Я не виновен, так должно было случиться».
КОМПЕТЕНТНО
Если избил, то может и убить
Валентин ЗАИКА, профессор факультета психологии Харьковского Национального университета им. Каразина:
- Любая пережитая война меняет человеческую психику. Существует даже синдром психологических последствий войны. В развитых странах с такими людьми работают психологи, дважды в год они проходят специальные обследования. Последствия тех дней могут быть разными, могут проявиться через много лет - как в этом случае.
Еще один немаловажный момент – это возможность отклонений в построении семейных отношений. Если человек ударил жену один раз, а потом делал это регулярно, угрожал расправой, то можно было предположить, что он не остановится и перед убийством