Армия будущего: боевые акулы, жуки-шпионы и крысы-киборги

Каких животных пытаются использовать в военных целях.

Фото: Анатолий Жданов

Несколько недель назад в информационном пространстве снова стали популярными байки о боевых дельфинах, которые то ли были, то ли не были в Севастополе. Потом все начали писать об американских дельфинах, которых "привезли" на учения в Румынию. "КП" решила разобраться - какие реальные эксперименты с различными животными сейчас проводят военные. 
 
Сивучи против диверсантов
 
Первым предложил использовать животных в военных целях знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Он же подготовил первых боевых сивучей - морских львов - 20 штук. Но они погибли во время революции.
 
Опыт дрессировщика оказался востребованным в 70-е годы XX века, когда в СССР были созданы несколько центров подготовки зверей-подводников - под Севастополем, во Владивостоке, Мурманске, Батуми и Клайпеде. Несколько десятков сивучей приобретали боевой опыт в акваториях Эфиопии, Анголы и Вьетнама - защищали эти страны от диверсантов, устанавливающих мины на корабли. Убивали примерно таким же оружием, которым были оснащены сослуживцы-дельфины, - иглой, соединенной с баллоном со сжатой углекислотой. Она была установлена на морде. Сивуч вонзал иглу в диверсанта, впрыскивая углекислоту, и вредителя буквально взрывало изнутри.
 
Долгое время дельфины, морские котики и сивучи охраняли Севастопольскую гавань и Балаклавскую бухту.
 
Рыбы-киллеры
 
В отличие от дружелюбных дельфинов, которые убивают, что называется, из лучших побуждений (они колют диверсантов прикрепленной иглой, повинуясь инстинкту спасателя - как бы выталкивая "тонущую" жертву на поверхность воды, акулы - прирожденные киллеры. Но как их натравить на конкретного врага?
 
Специалисты из американского Управления перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA), похоже, знают ответ на этот вопрос. Проектом руководит Джелли Этема из Бостонского университета. Правда, пока хищники повинуются дрессировщику не в открытом море, а в бассейне. Но лиха беда начало!
 
Этема работает с отделами мозга акул, реагирующими на запах. Направляет на них импульсы с помощью вживленного пучка тончайших электродов. Они соединены с антенной, установленной на голове рыбы.
 
Боевой дельфин прикрепляет сигнальный буй (на спине) к обнаруженной им мине (справа вверху). Буй затем подает сигнал водолазам, которые обезвредят мину. Фото: Barcroft Media/Getty Images
 
Ученый дает команду, допустим, повернуть налево. Электроды раздражают конкретную сторону обонятельного центра в мозгу. И акуле кажется, будто бы она уловила привлекательный запах. Хищница плывет в его сторону.
 
Похожим образом акулам могут дать команду на кого-нибудь наброситься. Или что-нибудь перегрызть.
 
Но и это еще не все.
 
- У акул поразительное чувство навигации, - рассказывает Джелли Этема. - Замечено, что некоторые виды - тигровые и голубые - могут плыть десятки километров строго по прямой. И вообще они очень хорошо ориентируются и находят добычу. Видимо, реагируют на магнитное поле и его изменения. И "рисуют" у себя в мозгу соответствующую картинку. С помощью вживленных электродов картину можно считывать и передавать. И как бы видеть то, что ощущает акула. Вплоть до подводных лодок противника или ныряльщиков-спецназовцев.
 
Эскадрилья крылатых-полосатых
 
На создание компактного прибора для обнаружения взрывчатых веществ Пентагон потратил 25 миллионов долларов и четыре года. В итоге с помощью ученых из Великобритании появился эдакий гибрид ручного пылесоса с телевизором под названием VASOR (Volatile Analysis by Specific Olfactory Recognition) - "анализатор летучих веществ с помощью особого обонятельного распознавания". Главный рабочий элемент в нем... пчела. Именно она обеспечивает то самое особое обонятельное распознавание, нюхая засасываемый воздух.
 
Для верности прибор оснащен множеством пчел - 6 обойм по 6 штук в каждой.
 
Пчелы не простые, а специально натренированные распознавать взрывчатку по запаху.
 
Пчела распознает запах взрывчатки... Фото: Youtube.com
 
Тренируют пчел так: запускают в помещение, в котором распылено несколько летучих веществ, включая "аромат" той или иной взрывчатки.
 
Когда в смеси запахов есть тот, который нужно обнаружить, в помещение наливают немного сиропа. Пчела его находит и запоминает аромат, допустим, гексогена. Или динамита. Насекомое вырабатывает условный рефлекс - находить взрывчатку - всего за пару часов тренировок. 
 
В приборе VASOR пчелы ведут себя так, как и в природе - обнаружив искомый запах, высовывают язык. Это фиксирует особый датчик.
 
А вот жуков, наоборот, тренируют не на оборону, а на нападение. Их ученые пытаются превратить в радио-управляемые "бомбардировщики". Мишель Махарбиз и Хиротака Сато из Калифорнийского университета в Беркли уже провели успешные полетные испытания. Для экспериментов ученые подобрали крупных насекомых - от 7 до 20 сантиметров.
 
- Электронные устройства, необходимые для приема управляющих сигналов, пока все-таки слишком тяжелы, - объяснили "жукомоделисты". - Жуки должны быть достаточно сильными, чтобы подняться с ними в воздух. Своего рода тяжелыми бомбардировщиками.
 
... и сигнал об этом считывает специальное устройство. Фото: Youtube.com
 
Во время испытаний насекомые по командам "с земли" взлетали и маневрировали так, как хотелось людям: вправо, влево, вверх, вниз. И садились, куда им было указано. Миниатюрные электроды, вживленные в нервную систему насекомых, позволяли манипулировать мускулами с нужной стороны тела.
 
Комментируя эксперименты, специалист по робототехнике и искусственному интеллекту профессор Ноэль Шарки из британского Университета Шеффилда заявил, что жуки, по его мнению, по своим характеристикам превосходят рукотворные микроскопические летательные аппараты - так называемые MAV (Micro Air Vehicle), работы над которыми тоже идут не без успеха.
 
Далее, как прогнозирует профессор, диапазон применения жуков-киборгов будет зависеть лишь от того, насколько миниатюрной, дешевой и быстродействующей станет электроника. Управляемые жуки могли бы нести на себе биологическое или химическое оружие. Или просто взрывчатку. Больших разрушений она не нанесет. Но компьютеры противника уничтожить способна. Да и убить кого-нибудь можно, посадив жука на голову.
 
Самым массовым живым оружием были собаки. В годы Великой Отечественной войны в Красной армии служили около 60 тысяч шариков и барбосов. Груженные взрывчаткой, они подрывали вражеские танки, находили мины, вытаскивали раненых с поля боя. Фото: Леонид Велигжанин/ИТАР - ТАСС
 
Там, где пехота не пройдет
 
Тем временем ученые университетов Дрексель и Нью-Йорка создали роботизированных крыс. Сначала одну, потом еще четырех. Грызунам вживили в мозг электроды, подсоединили к устройству, которое принимало электрические сигналы, моделирующие те или иные нервные импульсы. Их посылали по радио с расстояния почти в километр. И крысы выполняли команды - делали то, что им велели. В том числе преодолевали лабиринты, препятствия и даже влезали на деревья и прыгали с высоты.
 
Профессор Санжив Тальвар назвал своих подопечных первыми биороботами.
 
- Крыса способна воевать - перегрызть какой-нибудь важный кабель, что-нибудь взорвать, разведать, - говорит профессор. - Она отлично адаптирована на этой планете, может пробираться куда угодно.